Стратегічне управління підприємствами галузі хмелярства
Institutional Repository of Zhytomyr National Agroecological Universit
View Archive InfoField | Value | |
Title |
Стратегічне управління підприємствами галузі хмелярства
|
|
Creator |
Муляр, Т. С.
Mulyar, T. |
|
Subject |
стратегічне управління
стратегія підприємства галузі хмелярства хмелесировина хмелепродукти зовнішнє та внутрішнє середовище підприємств кластер strategic management strategy enterprise branch hop hop raw materials hop produce external and internal environment of enterprises cluster стратегическое управление стратегия предприятия отрасли хмелеводства хмелесырьё хмелепродукты внешняя и внутренняя среда предприятий |
|
Description |
У дисертаційному дослідженні здійснено теоретичне узагальнення і запропоновано новий підхід до стратегічного управління підприємствами галузі хмелярства. В його основу покладено систему принципів, методів розробки та реалізації цілей за допомогою певних інструментів. Це сприятиме ефективному функціонуванню хмелярських підприємств у довгостроковій перспективі. За результатами проведеного дослідження запропоновано зміну структури управління галуззю хмелярства, зокрема передбачено створення територіально-галузевого хмелярського кластера. Він забезпечить поглиблення процесів горизонтальної та вертикальної інтеграції, можливість дотримання оптимальних пропорцій у формуванні і використанні виробничого, ресурсного та інвестиційного потенціалів хмелепідприємств. The candidate for the degree has made theoretical generalization and has proposed a new approach towards the strategic management of hop-growing based on the certain principle system, principles, methods through certain instruments. The above would result in more effective functioning of hop-grow enterprises in the long-term perspective. On the basis of the investigation results obtained the author suggests the structure of hop-growing branch management in the context of constructing the model of the territorial and branch hop cluster which envisages the intensification of horizontal and vertical interaction processes and stipulates the possibility of optimizing the use of natural and climatic resources, labor, production and investment potentials. В диссертационном исследовании сделано теоретическое обобщение и обоснован новый подход относительно стратегического управления предприятиями отрасли хмелеводства с целью повышения экономической результативности их деятельности. Определено, что стратегическое управление основывается на стратегическом планировании, дополненном механизмом согласования оперативных решений со стратегическими, а также инструментарием контроля и коррекции реализации стратегии. Рассмотрено стратегическое управление как система принципов, методов разработки и реализации долгосрочных целей предприятия с помощью определенных инструментов, что обеспечит стойкость его конкурентных позиций на долговременную перспективу. С целью анализа современного состояния и перспектив развития стратегического управления проведен социологический опрос руководителей и специалистов 94,4 % хмелеводческих хозяйств Украины, результаты которого показали отношение руководителей и специалистов предприятий к стратегическому управлению. В результате анкетирования установлено, что 64 из 68 опрошенных респондентов (94,1%) к необходимости разработки стратегии относятся положительно; необходимость разработки стратегии предприятия как фактора успеха деятельности осознают 85,3 % руководителей и специалистов; 88,2 % считают, что потребность в формировании стратегии возникает только у больших предприятий; отдают предпочтение стратегическому управлению 57,4 %, а решению предпочтительно текущих проблем деятельности предприятия – 45,6 %; 94,1 % респондентов стратегические решения принимают независимо от наличия разработанной стратегии; 72,1 % склонны к коллегиальной подготовке стратегически важных решений. Исследование причин, которые препятствуют внедрению стратегического управления в предприятиях отрасли хмелеводства, показало, что 33,8 % респондентов считают таковыми изменчивость внешней среды, 44,1 % – изменения в законодательной базе; 33,8 % – отсутствие специалистов и недостаточное методическое обеспечение стратегического управления. По результатам проведенного исследования обоснована необходимость создания территориально-отраслевого хмелеводческого кластера, который обеспечит углубление процессов горизонтальной и вертикальной интеграции среди его участников и будет содействовать оптимизации использования природно-климатических ресурсов, человеческого капитала, производственного и инвестиционного потенциала. Усовершенствован алгоритм разработки и реализации стратегии, что в отличие от других, дополнен этапами мониторинга, стратегического анализа, контроля и прогнозирования, а также адаптирован к особенностям функционирования предприятий отрасли хмелеводства. Дальнейшее развитие получили предложения относительно увеличения производства альфа-кислот на основании применения экономико-математической модели оптимизации видового соотношения сортов хмеля в контексте требований отечественных пивоваров; предложения относительно распределения бюджетных средств между предприятиями отрасли хмелеводства в зависимости от объемов производства хмелепродукта с учетом содержания альфа-кислот и направление средств на обновление и модернизацию материально-технической базы предприятий и научно-практические розработки как альтернативный способ покрытия затрат, понесенных на производство хмеля; методический подход к анализу доходности производства хмелепродукции. Предложен показатель размера прибыли (скорректированный на сумму реализации продукции, произведенной, но не реализованной в прошлых годах) в расчете на 1 га плодоносных хмеленасаждений Обоснованы приоритетные направления развития хмелехозяйств – внедрение инновационных технологий в производстве хмелесырья; расширение рынков сбыта за счет действенной маркетинговой политики; увеличение объемов производства хмелепродуктов; кооперация предприятий; диверсификация их деятельности и более широкое использование имеющегося сортового состава хмеля; создание информационно-консультационных центров. На основании анализа результатов практического внедрения основных положений диссертационного исследования в хмелеводческих хозяйствах Житомирской области доказано, что использование предложенной автором стратегии развития предприятия способствует увеличению эффективности производства и реализации хмеля. |
|
Date |
2016-06-08T12:23:34Z
2016-06-08T12:23:34Z 2011 |
|
Type |
Synopsis
|
|
Identifier |
Муляр Т. С. Стратегічне управління підприємствами галузі хмелярства : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. екон. наук : спец. 08.00.04 «Економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності)» / Т. С. Муляр. – Житомир, 2011. – 20 с.
http://ir.znau.edu.ua/handle/123456789/4496 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Житомирський національний агроекологічний університет
|
|