Record Details

Формування ефективної системи управління в професійній (професійно-технічній) освіті як пріоритет державної освітньої політики

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/728499/
10.32405/2522‐9958‐9(38)‐63‐97
 
Title Формування ефективної системи управління в професійній (професійно-технічній) освіті як пріоритет державної освітньої політики
Formation of efficient management system in professional (professional‐technical) education as a priority of state educational policy
Формирование эффективной системы управления в профессиональном (профессионально‐техническом) образовании как приоритет государственной образовательной политики
 
Creator Супрун, В'ячеслав Васильович
 
Subject 3 Social Sciences
35 Public administration. Government.
377 Specialized instruction. Vocational, technical, professional training. Vocational colleges, institutes. Polytechnics
 
Description У статті розглянуто науково-методичні засади
упровадження ефективної системи управління розвитком
професійної (професійно-технічної) освіти у сучасних умовах модернізації освіти та децентралізації управління, становлення державно-громадського управління освітою України. Зазначено основні причини, що вплинули на стан справ у сфері професійної(професійно-технічної) освіти.
Умова ефективного управління освітою – збалансований розподіл повноважень, прав та відповідальності органів освіти і науки на загальнодержавному та регіональному рівнях, врегулювання механізму взаємин органів виконавчої влади та самоврядування щодо забезпечення функціонування як системи освіти в цілому, так і конкретного закладу професійної (професійно-технічної) освіти в умовах децентралізації та суспільних змін щодо формування
державної освітньої політики, освітньої, науково-дослідницької, методичної, фінансово-економічної діяльності цих закладів у межах, визначених чинним законодавством.
Той факт, що останнім часом ухвалюється й обговорюється ряд законодавчих та нормативно-правових актів щодо професійної (професійно-технічної) освіти, які регулюють діяльність закладів професійної (професійно-технічної) освіти та органів управління ними, вказує на існування проблеми модернізації системи професійної освіти в Україні та її визнання.
У нових соціально-економічних умовах сучасна система управління освітою поступово набуває ознак громадського самоврядування та державно-громадської моделі управління, що має забезпечити перехід України до постінформаційного суспільства. Водночас,сучасна система управління професійною (професійно-технічною)освітою має забезпечити випереджувальний інноваційний розвиток, а також створити умови для відтворення соціокультурного середовища заради розвитку, самоствердження та самореалізації особистості впродовж усього життя.
При цьому важливого значення набуває науково-теоретичне
обґрунтування державно-громадської моделі управління у закладі професійної (професійно-технічної) освіти і розроблення рекомендацій з упровадження та розвитку ефективного управління в професійній (професійно-технічній) освіті в цілому як пріоритет державної освітньої політики України в сучасних умовах модернізації
освіти та децентралізації управління.
У статті розглядаються питання децентралізації та оптимізації управління професійною (професійно-технічною) освітою у сучасних соціально-економічних умовах, робиться спроба аналізу наукового розуміння поняття, змісту та принципів державно-громадського управління у сфері професійної (професійно-технічної) освіти; досліджуються науково-методологічні основи державно-громадського управління цими закладами, розглянуто сутність та
особливості упровадження громадського самоврядування та
державно-громадського управління у діяльності сучасного закладу професійної (професійно-технічної) освіти; розглянуто сутність та особливості упровадження публічно-приватного (державно-приватного) партнерства у сфері професійної (професійно-технічної) освіти; проаналізовано стан взаємодії та взаємин центральних і місцевих органів виконавчої влади та самоврядування, розподілу
повноважень між центром, регіоном і закладом професійної
(професійно-технічної) освіти, основних суб’єктів державно-громадського управління закладом професійної (професійно-технічної) освіти, визначено ознаки та концептуальні засади централізації та децентралізації управління,з’ясовано переваги та недоліки децентралізації управління; запропоновано та обґрунтовано нову організаційну модель упровадження ефективної
системи управління розвитком професійної (професійно-технічної) освіти в сучасних умовах; досліджено та розглянуто можливість інституалізації процесів децентралізації управління у сфері професійної (професійно-технічної) освіти та створення відповідних
механізмів їх реалізації, а також запропоновано концептуальні засади способів вирішення проблем у сфері управління закладами професійної (професійно-технічної) освіти України.
The article deals with the scientific and methodological
principles of implementing an effective management system for the development of vocational (vocational-technical) education in the modern conditions of modernization of education and decentralization of administration, the establishment of state and public administration in the
education of Ukraine. The main reasons that influenced the state of affairs in the field of vocational (vocational-technical) education.
The condition of effective education management is a balanced distribution of powers, rights and responsibilities of education and science
bodies at the national and regional levels, regulation of the mechanism of relations between the executive authorities and self-government in order to ensure the functioning of both the education system as a whole and the specific institution of professional (vocational) in the conditions of decentralization and social changes in the formation of the state educational policy, educational, research, methodical, financial and
economic her professional activities of institutions (vocational) education within the powers set by law.
The fact that recently adopted and discussed a number of legislative and regulatory acts on vocational (vocational-technical) education, which regulate the activities of institutions of vocational (vocational-technical)education and management bodies, indicates the problem of modernization of the vocational education system in Ukraine and its recognition.
In the new socio-economic conditions, the modern system of educational management is gradually acquiring the characteristics of public selfgovernment and the state-public model of government, which should ensure the transition of Ukraine to a post-information society. At the same time, the modern system of management of vocational (vocationaltechnical) education should provide accelerated advancing innovative development, as well as create conditions for recreation of socio-cultural
environment for development, self-affirmation and self-realization of the person throughout life.
At the same time, scientific and theoretical substantiation of the statepublic model of management in the institution of professional (vocationaltechnical) education and development of recommendations on the
implementation and development of effective management in vocational(vocational-technical) education as a priority of state educational policy of Ukraine in modern conditions of education modernization and
decentralization of management.
The article deals with the issues of decentralization and optimization of management of vocational (vocational-technical) education in modern socio-economic conditions and attempts to analyze the scientific understanding of the concept, content and principles of public-public
administration in the field of vocational (vocational-technical) education;the scientific and methodological foundations of state-public management of vocational (vocational-technical) education institutions are investigated,the essence and features of introduction of public self-government and state-public administration in the activity of the modern institution of vocational (vocational-technical) education are considered; the essence and peculiarities of introduction of public-private (public-private) partnership in the field of vocational (vocational-technical) education are
considered; the state of interaction and relations between the central and local executive authorities and self-government, the distribution of powers between the center, the region and the institution of vocational
(vocational-technical) education, the main subjects of state-public administration of the institution of vocational (vocational-technical) education, are analyzed conceptual principles of centralization and
decentralization of management, the advantages and disadvantages of decentralization of management have been identified; a new organizational model of implementing an effective system for managing the development of vocational (vocational-technical) education in modern
conditions is proposed and substantiated; the possibility of institutionalization of processes of decentralization of management in the field of vocational (vocational-technical) education and creation of appropriate mechanisms for their realization are investigated and
conceptual bases of the ways of solving problems in the sphere of management of institutions of vocational (vocational-technical) education of Ukraine are proposed.
В статье рассмотрены научно-методические основы
осуществления эффективной системы управления развитием
профессионального (профессионально-технического) образования в современных условиях, модернизации образования и децентрализации управления, становление государственно-общественного управления в образовании Украины. Указаны основные причины, влияющие на состояние дел в сфере профессионального (профессионально-технического) образования.
Условие эффективного управления образованием – сбалансированное распределение полномочий, прав и
ответственности органов образования и науки на
общегосударственном и региональном уровнях, урегулирование механизма взаимоотношений органов исполнительной власти и самоуправления по обеспечению функционирования как системы образования в целом, так и конкретного учреждения профессионального (профессионально-технического) образования в
условиях децентрализации и общественных изменений по
формированию государственной образовательной политики,
образовательной, научно-исследовательской, методической,
финансово-экономической в деятельности учреждений
профессионального (профессионально-технического) образования в пределах полномочий определенных действующим законодательством.
В последнее время принимается и обсуждается ряд законодательных и нормативно-правовых актов по профессиональному (профессионально-техническому) образованию, регулирующих деятельность учреждений образования и органов управления ими,что свидетельствует о проблемах модернизации системы профессионального образования в Украине.
В новых социально-экономических условиях современная система управления образованием постепенно приобретает признаки общественного самоуправления и государственно-общественной модели, которая должна обеспечить переход Украины к постинформационному обществу. В тоже время, современная система управления профессиональным (профессиональнотехническим) образованием должна обеспечить опережающее инновационное развитие, а также создать условия воспроизводства социокультурной среды для развития, самоутверждения и самореализации личности на протяжении всей жизни.
Важное значение приобретает научно-теоретическое обоснование государственно-общественной модели управления в учреждении профессионального (профессионально-технического) образования и разработка рекомендаций по внедрению и развитию эффективного управления как приоритет государственной образовательной политики Украины.
В статье рассматриваются вопросы децентрализации и оптимизации управления профессиональным (профессионально-техническим) образованием в современных социально-экономических условиях и сделана попытка анализа научного понимания понятия, содержания и принципов государственно-общественного управления в сфере профессионального (профессионально-технического) образования; исследованы научно-методологические основы государственно-общественного управления учреждениями образования; рассмотрены сущность и особенности внедрения общественного самоуправления и государственно-общественного управления в деятельности современного учреждения образования; рассмотрены особенности внедрения публично-частного (государственно-частного) партнерства в сфере профессионального (профессионально-технического) образования; дан анализ взаимодействия и взаимоотношений центральных и местных органов исполнительной власти и самоуправления, распределения полномочий между центром, регионом и учреждением профессионального (профессионально-технического) образования, основных субъектов государственно-общественного управления
учреждением образования, определены признаки и концептуальные основы централизации и децентрализации управления, рассмотрены преимущества и недостатки децентрализации управления; предложена и обоснована новая организационная модель эффективной системы управления развитием профессионального(профессионально-технического) образования в современных условиях; исследованы возможности институализации процессов
децентрализации управления и создания соответствующих
механизмов их реализации, а также предложены концептуальные пути решения проблем в сфере управления учреждениями профессионального (профессионально-технического) образования Украины.
 
Publisher ДЗВО «Університет менеджменту освіти»
 
Date 2019
 
Type Article
PeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/728499/1/Bulletin_9_38__Management_and_administration_Vyacheslav_Suprun_UA.pdf
- Супрун, В'ячеслав Васильович (orcid.org/0000-0003-3117-5834 <http://orcid.org/0000-0003-3117-5834>) (2019) Formation of efficient management system in professional (professional‐technical) education as a priority of state educational policy Вісник післядипломної освіти. «Серія «Управління та адміністрування», 9 (38). pp. 63-97. ISSN 2522-9958
10.32405/2522‐9958‐9(38)‐63‐97