Record Details

Навчально-методичні комплекси за профілем «Дизайн»

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/726125/
 
Title Навчально-методичні комплекси за профілем «Дизайн»
Учебно-методические комплексы по профилю «Дизайн»
Educational and methodical complexes on the profile "Design"
 
Creator Вдовченко, Віктор Володимирович
Тименко, Володимир Петрович
Антонович, Є.А.
 
Subject 37.02 General questions of didactics and method
373 Kinds of school providing general education
62 Engineering. Technology in general
 
Description Дизайн – це міждисциплінарна художня діяльність, у якій забезпечено синтез наукових знань, технічної творчості й художньо-образного мислення. Дизайн – діяльність, пов'язана з організацією предметного довкілля на засадах краси і доцільності. Дизайн забезпечує проектування нових предметно-пластичних форм, послуг у всіх сферах життєдіяльності людини. З професійним напрямом , "людина-природа" співвідноситься ландшафтний дизайн, із напрямом "людина-людина" – етнічний дизайн, "людина-техніка" співвідноситься із промисловим дизайном, "людина-знакові системи" – із графічним дизайном, "людина-художні образи" – із дизайном середовища (інтер'єрів, екстер'єрів). Зміст програми з "Основ дизайну" реалізується методом проектів, який передбачає три обов'язкові етапи: словесне, графічне і предметно-пластичне проектування. Результатом дизайн-діяльності є пошуковий макет або промисловий зразок майбутніх серійних виробів. Будь-який із видів дизайну (промислового, графічного, ландшафтного, етнічного і дизайну середовища) може мати міжпредметні зв'язки або забезпечувати інтеграцію з іншими навчальними предметами. В такому разі розробляють міждисциплінарні проекти. Типовим навчальним планом для основної й старшої школи загальноосвітніх навчальних закладів у структурі дванадцятирічної школи визначено для вивчення трудового навчання ("Технологій") за програмою "Основи дизайну" в 10-11-х класах у різних напрямах і профілях 1-2-5 годин на тиждень, відповідно – 35-70-175 годин на рік. Враховуючи широку диференціацію навчання в старшій (профільній) школі і відсутність у достатній кількості сучасного навчального устаткування: верстатів, швейних машин, кухонного навчального обладнання, рекомендуємо проводити трудове навчання ("Технології") за програмою "Основи дизайну". Профілі та кількість годин див. у табл. 1 на с. 3. Навчання за програмою "Основи дизайну" фактично підсумкове, оскільки зміст програми розроблено з дотриманням дидактичних принципів наступності й перспективності в технологічній підготовці учнів початкової, основної, старшої школи. (Див. табл. 2.) Предмет "Основи дизайну" в 10-11 (12)-х класах зорієнтовано на проектно-технологічний підхід у процесі продуктивної технологічної підготовки, що дає старшокласникам змогу оволодіти сучасними інформаційними технологіями, різними видами словесного та колірно-графічного проектування за допомогою традиційних та електронних засобів навчання, оволодіти практичними навичками втілення проектного задуму за допомогою особистісно зорієнтованих матеріалів і технік в оригінальному пошуковому макеті, ексклюзивному або тиражному виробі. Науково обґрунтований зміст навчально-методичного комплекту "Основи дизайну" реалізує нагальну потребу учнів не тільки загальноосвітніх, а й спеціалізованих шкіл, ліцеїв, гімназій, колегіумів у предметно-перетворювальній діяльності. Вона є завершальною фазою будь-якого блоку продуктивної навчальної діяльності (пошуку, обробки, синтезування інформації – інтелектуальної діяльності; втіленні проектної пропозиції у формі словесного, колірно-графічного, предметно-пластичного проекту – проектно-технологічній діяльності).
Дизайн - это междисциплинарная художественная деятельность, в которой обеспечено синтез научных знаний, технического творчества и художественно-образного мышления. Дизайн - деятельность, связанная с организацией предметной среды на основе красоты и целесообразности. Дизайн обеспечивает проектирование новых предметно-пластических форм, услуг во всех сферах жизнедеятельности человека. С профессиональным направлением, "человек-природа" соотносится ландшафтный дизайн, с направлением "человек-человек" - этнический дизайн, "человек-техника" соотносится с промышленным дизайном, "человек-знаковые системы" - с графическим дизайном, "человек-художественные образы "- с дизайном среды (интерьеров, экстерьеров). Содержание программы по "Основам дизайна" реализуется методом проектов, который предусматривает три обязательных этапа: словесное, графическое и предметно-пластическое проектирования. Результатом дизайн-деятельности является поисковый макет или промышленный образец будущих серийных изделий. Любой из видов дизайна (промышленного, графического, ландшафтного, этнического и дизайна среды) может иметь межпредметные связи или обеспечивать интеграцию с другими учебными предметами. В таком случае разрабатывают междисциплинарные проекты. Типовым учебным планом для основной и старшей школы общеобразовательных учебных заведений в структуре двенадцатилетней школы определено для изучения трудового обучения ( "Технологий") по программе "Основы дизайна" в 10-11-х классах в разных направлениях и профилях 1-2-5 часов в неделю, соответственно - 35-70-175 часов в год. Учитывая широкую дифференциацию обучения в старшей (профильной) школе и отсутствие в достаточном количестве современного учебного оборудования: станков, швейных машин, кухонного учебного оборудования, рекомендуем проводить трудовое обучение ( "Технологии") по программе "Основы дизайна". Профили и количество часов см. в табл. 1 на с. 3. Обучение по программе "Основы дизайна" фактически итоговое, поскольку содержание программы разработаны с соблюдением дидактических принципов преемственности и перспективности в технологической подготовке учащихся начальной, основной, старшей школы. (См. Табл. 2.) Предмет "Основы дизайна" в 10-11 (12) -х классах ориентирован на проектно-технологический подход в процессе производительной технологической подготовки, дает старшеклассникам возможность овладеть современными информационными технологиями, различными видами словесного и цвето-графического проектирования с помощью традиционных и электронных средств обучения, овладеть практическими навыками воплощения проектного замысла с помощью личностно ориентированных материалов и техник в оригинальном поисковом макете, эксклюзивном или тиражной изделии. Научно обоснованный содержание учебно-методического комплекта «Основы дизайна» реализует настоятельную потребность учащихся не только общеобразовательных, но и специализированных школ, лицеев, гимназий, коллегиумов в предметно-преобразовательной деятельности. Она является завершающей фазой любого блока продуктивной учебной деятельности (поиска, обработки, синтезирования информации - интеллектуальной деятельности; воплощении проектного предложения в форме словесного, цвето-графического, предметно-пластического проекта - проектно-технологической деятельности).
Design is an interdisciplinary artistic activity, which provides a synthesis of scientific knowledge, technical creativity and artistic thinking. Design - activities related to the organization of the subject environment on the basis of beauty and expediency. Design provides design of new subject-plastic forms, services in all spheres of human life. Landscape design correlates with the professional direction, "man-nature", ethnic design with the direction "man-man", "man-technique" correlates with industrial design, "man-sign systems" - with graphic design, "man-artistic images "- with the design of the environment (interiors, exteriors). The content of the program "Fundamentals of Design" is implemented by the method of projects, which provides for three mandatory stages: verbal, graphic and subject-plastic design. The result of the design activity is a search layout or industrial design of future serial products. Any of the types of design (industrial, graphic, landscape, ethnic and environmental design) can have interdisciplinary links or provide integration with other subjects. In this case, develop interdisciplinary projects. A typical curriculum for primary and secondary schools in the structure of a twelve-year school is defined for the study of labor training ("Technology") under the program "Fundamentals of Design" in grades 10-11 in different areas and profiles 1-2-5 hours per week, respectively - 35-70-175 hours per year. Given the wide differentiation of education in high school (profile) school and the lack of a sufficient number of modern educational equipment: machines, sewing machines, kitchen training equipment, we recommend labor training ("Technology") under the program "Fundamentals of Design". See profiles and number of hours. in table. 1 on s. 3. Training in the program "Fundamentals of Design" is actually final, as the content of the program is developed in compliance with the didactic principles of continuity and prospects in the technological training of primary, secondary, high school students. (See Table 2.) The subject "Fundamentals of Design" in grades 10-11 (12) is focused on the design and technological approach in the process of productive technological training, which allows high school students to master modern information technologies, different types of verbal and color graphic design using traditional and electronic means training, to master practical skills of realization of the project idea by means of personally oriented materials and techniques in the original search model, an exclusive or circulation product. The scientifically substantiated content of the educational and methodical set "Fundamentals of Design" realizes the urgent need of students not only of general education, but also of specialized schools, lyceums, gymnasiums, colleges in subject-transforming activity. It is the final phase of any block of productive learning activities (search, processing, synthesis of information - intellectual activity; implementation of the project proposal in the form of verbal, color-graphic, subject-plastic project - design-technological activities).
 
Publisher Л. Галіцина
 
Date 2005
 
Type Article
PeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/726125/1/%D0%92%D0%92%D0%92_%D0%A2%D0%92%D0%9F_%D0%90%D0%84%D0%90%20%D0%9D%D0%9C%D0%9A%20%D0%B7%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%20%E2%80%9C%D0%94%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%E2%80%9D%2010-11%20%D0%BA%D0%BB%20%D0%86%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0.%20%E2%84%9631-32%20%28319-320%29%2C%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%8C%2C%202005.%20%D0%A1.24-27..pdf
- Вдовченко, Віктор Володимирович (orcid.org/0000-0003-3509-2972 <http://orcid.org/0000-0003-3509-2972>), Тименко, Володимир Петрович and Антонович, Є.А. (2005) Educational and methodical complexes on the profile "Design" Інформатика, 31-32 (320). pp. 24-27.