Record Details

Розбудова парадигми освіти у контексті сучасних трансформацій: конфліктогенний аспект

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/728970/
http://isp.poippo.pl.ua/article/view/245335
10.33272/2522-9729-2021-5(200)-14-19
 
Title Розбудова парадигми освіти у контексті сучасних трансформацій: конфліктогенний аспект
Развитие образовательной парадигмы в контексте современных трансформаций: конфликтогенный аспект
Educational Paradigm Development in the Context of Modern Transformations: Conflict-Generating Aspect
 
Creator Ростока, Марина Львівна
Черевичний, Геннадій Семенович
 
Subject 304 Social questions. Social practice. Cultural practice. Way of life (Lebensweise)
378 Higher education. Universities. Academic study
 
Description Автори порушують одну із важливих проблем сучасного суспільства, у тому числі й освітнього простору – виникнення певних конфліктів, спричинених трансформаційними змінами у глобалізованому світі – політичних і міжособистісних. Вони
відмічають, що з’ясування сутності конфлікту в усіх його проявах уможливлює визначення специфічних підходів подолання
труднощів на шляху розбудови сучасної парадигми існування людства, а також певних суспільних й освітянських просторів
держав у цілому, України – зокрема. Представлено деякі результати аналітичного вивчення існуючих публікацій і досліджень, що, на думку авторів, треба врахувати при роботі з конфліктами для виявів не тільки негативних, а й позитивних їх сторін. Це має забезпечити адекватні й адаптивні процеси розвитку країни в часи суспільних і освітніх трансформацій, посприяти розробленню ефективних механізмів урегулювання конфліктних ситуацій задля подолання як особистісних, так і колективних стресів, що виникають на цьому фоні. Стаття має інформаційно-аналітичний контекст. Автори наводять приклад світоглядно-ціннісного конфлікту перехідного періоду на щаблі першої трансформаційної хвилі становлення нового українського суспільства та розбудови нової парадигми вітчизняної освіти в часи глобальних світових змін постіндустріального простору.
На меті дослідження є розкриття сутності конфлікту та його позитивного впливу на розвиток сучасної парадигми вітчизняної освіти у руслі її модернізації та реформування, а також безпосередньо трансформації особистості в суспільстві загалом і в освітньому просторі - зокрема, які є наслідком конфліктів – міжособистісних, соціальних, політичних.
Авторы поднимают одну из важных проблем современного общества, в том числе и образовательного пространства – возникновение определенных конфликтов, вызванных трансформационными изменениями в глобализированном мире – политических и межличностных. Они отмечают, что выяснение сущности конфликта во всех его проявлениях позволяет определить специфические подходы преодоления трудностей на пути развития современной парадигмы существования человечества, а также определенных общественных и образовательных пространств, государств в целом, Украины – в т.ч. Представлены определенные результаты аналитического изучения существующих публикаций и исследований, которые, по мнению авторов, следует учесть при работе с конфликтами для проявлений не только негативных, но и положительных их сторон. Это должно обеспечить адекватные и адаптивные процессы развития страны во времена общественных и образовательных трансформаций, способствовать разработке эффективных механизмов урегулирования конфликтных ситуаций для преодоления как личностных, так и коллективных стрессов, возникающих на этом фоне. Статья имеет информационно-аналитический контекст. Авторы приводят пример мировоззренчески-ценностного конфликта переходного периода на ступени первой трансформационной волны становления нового украинского общества и развития новой парадигмы отечественного образования во времена глобальных мировых изменений постиндустриального пространства.
Целью исследования является раскрытие сущности конфликта и его положительного влияния на развитие современной парадигмы отечественного образования в русле его модернизации и реформирования, а также непосредственно трансформации личности в обществе, а в образовательном пространстве - в частности, которые являются следствием конфликтов – межличностных, социальных, политических.
The authors raise one of the important problems of modern society, including the educational space – the emergence of certain conflicts caused by transformational changes in a globalized world – political, social and interpersonal.
They note that clarifying the essence of the conflict in all its manifestations makes it possible to identify specific approaches to overcome difficulties in building a modern paradigm of human existence, as well as certain social and educational spaces of states in general, Ukraine in particular.
The article presents certain results of analytical study of existing publications and research, which, according to the authors, should be taken into
account when working with conflicts to identify not only negative but also positive aspects. It should ensure adequate and adaptive processes of the
country's development in times of social and educational transformations, promote the development of effective mechanisms for resolving conflict
situations to overcome both personal and collective stresses that arise against this background.
The article has an information-analytical context. The authors give an example of worldview-value conflict of the transition period at the stage
of the first transformational wave of formation of a new Ukrainian society and development of a new paradigm of national education in times of
global changes in the post-industrial space.
The current study reveals the essence of the conflict and its positive impact on the development of the modern paradigm of national education in
line with its modernization and reform, as well as the direct transformation of the individual in society in general and in education, in particular.
 
Publisher Полтавський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти ім. М. В. Остроградського; Інститут педагогічної освіти і освіти дорослих імені Івана Зязюна Національної академії педагогічних наук України
Полтавский областной институт последипломного педагогического образования им. М. В. Остроградского; Институт педагогического образования и образования взрослых имени Ивана Зязюна Национальной академии педагогических наук Украины
Poltava Regional Institute of Postgraduate Pedagogical Education named after MV Ostrogradsky; Ivan Zyazyun Institute of Pedagogical and Adult Education of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine
 
Date 2021
 
Type Article
PeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/728970/1/6-Article%20IMP-Rostoka%20ML.pdf
- Ростока, Марина Львівна (orcid.org/0000-0002-1891-5482 <http://orcid.org/0000-0002-1891-5482>) and Черевичний, Геннадій Семенович (orcid.org/0000-0001-9094-8732 <http://orcid.org/0000-0001-9094-8732>) (2021) Educational Paradigm Development in the Context of Modern Transformations: Conflict-Generating Aspect Image of the Modern Pedagogue, 5 (200). pp. 14-19. ISSN 2522-9729
10.33272/2522-9729-2021-5(200)-14-19
 
##plugins.schemas.dc.fields.doi.name## 10.33272/2522-9729-2021-5(200)-14-19