Record Details

Теоретичні засади диференціації навчання учнів початкової школи: основні аспекти

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/723678/
http://pedosv.kpnu.edu.ua/issue/view/13537
 
Title Теоретичні засади диференціації навчання учнів початкової школи: основні аспекти
Теоретические основы дифференциации обучения учащихся начальной школы: основные аспекты
Theoretical principles of differentiated work of primary school students: main aspects
 
Creator Шевчук, Л.М.
 
Subject 37.09 Organization of instruction
373 Kinds of school providing general education
 
Description У статті наголошено, що для ефективного впровадження у практику початкової школи диференціації навчання важливим є розгляд та усвідомлення теоретичних засад.
Акцентовано увагу читачів на сутності та специфіці понять «диференційований підхід», «диференціація навчання», «диференційоване навчання». Поняття «диференційований підхід» детерміновано як особливий підхід до організації освітнього процесу і визначення змісту й обсягу навчального матеріалу, зорієнтований на оптимальний розвиток кожного школяра, що реалізується в умовах індивідуальної або групової роботи, передбачає застосування різнорівневості й варіативності, забезпечує для школярів можливості для вибору. Поняття «диференційоване навчання» визначено як комплексну, побудовану на засадах компетентнісного підходу систему, компонентами якої є форми навчання та навчальної діяльності учнів, методи і засоби навчання, відповідним чином підготовлений навчальний матеріал; «диференціація навчання» – як окремий випадок застосування диференційованого навчання, що передбачає застосування однієї із форм або видів диференційованого навчання.
У контексті розгляду проблеми дослідження виявлено різні варіанти співвідношення понять «диференціація навчання» та «індивідуалізація навчання»; окреслено позицію автора, що полягає у застосуванні індивідуалізації як найвищого ступеня диференціації.
Вміщено інформацію про форми та види диференційованого навчання. Зокрема, це застосування диференційованого підходу (за Р. де Гроотом) на макрорівні (на рівні системи освіти, – між школами), на мезорівні (на рівні закладу загальної середньої освіти, – між класами, потоками або відділеннями), на мікрорівні (на рівні класу, – диференційоване навчання груп, окремих учнів). Більш детально розглянуто способи застосування внутрішньої диференціації навчання.
В статье отмечено, что для эффективного внедрения в практику начальной школы дифференциации обучения важным является рассмотрение и осознание теоретических основ.
Акцентировано внимание читателей на сущности и специфике понятий «дифференцированный подход», «дифференциация обучения», «дифференцированное обучение». Понятие «дифференцированный подход» детерминировано как особый подход к организации образовательного процесса и определения содержания и объема учебного материала, ориентированный на оптимальное развитие каждого школьника, который реализуется в условиях индивидуальной или групповой работы, предусматривает разные уровни и вариативность, обеспечивает для учащихся возможности для выбора. Понятие «дифференцированное обучение» определено как комплексную, построенную на основе компетентностного подхода систему, компонентами которой являются формы обучения и учебной деятельности учащихся, методы и средства обучения, соответствующим образом подготовлен учебный материал; «дифференциация обучения» – как частный случай применения дифференцированного обучения, коротый предусматривает применение одной из форм или видов дифференцированного обучения.
В контексте рассмотрения проблемы исследования выявлены различные варианты соотношения понятий «дифференциация обучения» и «индивидуализация обучения»; очерчена позиция автора, которая заключается в применении индивидуализации как наивысшей степени дифференциации.
Размещена информация о формах и видах дифференцированного обучения. В частности, это применение дифференцированного подхода (как предложено Р. де Гроотом) на макроуровне (на уровне системы образования, – между школами), на мезоуровне (на уровне учреждения общего среднего образования, – между классами, потоками или отделениями), на микроуровне (на уровне класса, – дифференцированное обучение групп, отдельных учеников). Более подробно рассмотрены способы применения внутренней дифференциации обучения.
The article emphasizes that for the effective implementation of the differentiation of learning in the practice of primary school, it is important to consider and understand the theoretical foundations.
The readers' attention is focused on the essence and specifics of the concepts «differentiated approach», «differentiation of learning», «differentiated learning». «Differentiated approach» is defined as a special approach to the organization of the educational process and determining the content and scope of educational material, focused on the optimal development of each student, implemented in individual or group work, provides diversity and variability, provides opportunities for students to choose. The concept of «differentiated learning» is defined as a comprehensive system based on the competence approach, the components of which are forms of learning and learning activities of students, methods and means of learning, appropriately prepared learning material; «Differentiation of learning» – as a special case of application of differentiated learning, which involves the use of one of the forms or types of differentiated learning.
In the context of considering the research problem, different variants of the relationship between the concepts of «learning differentiation» and «individualization of learning» were identified; outlines the position of the author, which is to use individualization as the highest degree of differentiation.
It contains information about the forms and types of differentiated learning. In particular, it is the application of a differentiated approach (according to R. de Groot) at the macro level (at the level of the education system – between schools), at the meso level (at the level of general secondary education – between classes, streams or departments), at the micro level (at the level). class – differentiated learning of groups, individual students). Ways of application of internal differentiation of training are considered in more detail.
 
Publisher Міленіум
 
Date 2020
 
Type Article
PeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/723678/1/%D0%A8%D0%B5%D0%B2%D1%87%D1%83%D0%BA_%D0%9B_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%82%D1%8F_%D0%9A%D0%B0%D0%BC-%D0%9F%D0%BE%D0%B4.pdf
- Шевчук, Л.М. (orcid.org/0000-0002-4193-0971 <http://orcid.org/0000-0002-4193-0971>) (2020) Theoretical principles of differentiated work of primary school students: main aspects Педагогічна освіта: теорія і практика, 2 (29). pp. 157-167. ISSN 2309-9763