Record Details

Медіа ефекти парасоціальності

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/720894/
https://www.apsijournal.com/index.php/psyjournal/article/view/928
10.31108/1.2020.6.4.5
 
Title Медіа ефекти парасоціальності
Медиа эффекты парасоциаольности
Parasocial media effects
 
Creator Чаплінська, Юлія Сергіївна
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
 
Description Представлена стаття є узагальненням теоретичного аналізу наукових напрацювань по темі теорії парасоціальності. В статті автор розводить основні поняття парасоціальної теорії: парасоціальну взаємодію, парасоціальні стосунки та дає їм короткі характеристики. А також описує рідке для парасоціальних досліджень явище парасоціальної обробки, яка формується під час ситуації перегляду, але не веде до формування ні парасоціальної взаємодії, а ні парасоціальних стосунків, хоча на когнітивному, емоційному та поведінковому рівнях медіаспоживачі демонструють реакції на медіаперсону або певні її фрази чи дії. На основі теоретичного аналізу, синтезу та узагальнення світових наукових надбань, автор презентує десять найпоширеніших серед споживачів медіаефектів в рамках парасоціальної теорії. Представлені медіаефекти демонструють різні варіанти наслідків (від емоційних до поведінкових), які відбуваються з глядачами, що мають сформовані парасоціальні стосунки. Умовно автор ділить медіаефекти на такі групи: ілюзорні ефекти, коли медіаспоживачі під час ситуації перегляду відчувають або переживають те, чого в реальності не існує (Ефект парасоціальної присутності, Ефект параідентифікації, Ефект парасоціальної віртуальної зворотної проекції); ефекти емоційного викревлення, коли медіаспоживачі емоційно занурюються у стосунки з медіафігурою, починають сприймати її як реальну і близьку людину (хоча це не так) і, відповідно, емоційний компонент заважає об’єктивно сприймати та аналізувати дії медіаперсони (Ефект пароемпатії, Ефект парасоціальної приналежності, Ефект впливу на сприйняття медіафігури); ефекти зміни світосприйняття, коли медіаспоживачі під впливом парасоціальної взаємодії змінюють свої судження або цінності (Ефект парасоціального контакту, Ефект видозміни Я-концепції) та поведінкові ефекти, коли наявність парасоціальних стосунків змінює звичні поведінкові патерни та додає нові (Ефект фанатської паратворчост, Ефект споживацької поведінки послідовників, Ефект видозміни Я-концепції). Важливо також зазначити, що кожен із описаних ефектів не може розглядатися як позитивний чи негативний, оскільки все залежить від контексту життєвих обставин людини.
Представленная статья является обобщением теоретического анализа научных наработок по теме теории парасоциальности. В статье автор разводит основные понятия парасоциальной теории: парасоциальное взаимодействие и парасоциальные отношения, а также дает им краткое обозначение. Автор описывает редкое для парасоциальних исследований явление парасоциальной обработки, которая формируется во время просмотра, но не ведет к формированию ни парасоциального взаимодействия, ни парасоциальних отношений, хотя на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях медиа потребители демонстрируют реакции на медиа персону или некоторые ее фразы/действия. На основе теоретического анализа, синтеза и обобщения мировых научных достижений, автор представляет десять самых распространенных среди потребителей медиаэффектов в рамках парасоциальной теории. Представленные медиаэффекты демонстрируют различные варианты последствий (от эмоциональных до поведенческих), которые демонстрируют зрители со сформировавшимися парасоциальными связями. Условно автор делит медиаэффекты на такие группы: иллюзорные эффекты, когда медиа потребители в ситуации просмотра испытывают или переживают то, чего в реальности не существует (Эффект парасоциального присутствия, Эффект параидентификации, Эффект парасоциальной виртуальной обратной проекции); эффекты эмоционального искривления, когда медиа потребители эмоционально погружаются в отношения с медиа фигурою, начинают воспринимать ее как реального и близкого человека (хотя это не так) и, соответственно, эмоциональный компонент мешает им объективно воспринимать и анализировать действия медиаперсоны (Эффект пароемпатии, Эффект парасоциальной принадлежности, Эффект воздействия на восприятие медиафигуры); эффекты изменения мировосприятия, когда медиапотребители под влиянием парасоциальных отношений меняют свои суждения или ценности (Эффект парасоциального контакта, Эффект видоизменения Я-концепции) и поведенческие эффекты, когда наличие парасоциальных отношений меняет привычные поведенческие паттерны и добавляет новые (Эффект фанатского паратворчоства, Эффект потребительского поведения, Эффект видоизменения Я-концепции). Важно также отметить, что каждый из описанных эффектов не может рассматриваться как положительный или отрицательный, поскольку все зависит от контекста жизненных обстоятельств человека.
This article is a generalization of theoretical analysis of scientific research on the topic of parasocial theory. In article, the author separates key concepts of parasocial theory such as parasocial interaction, parasocial relationships and gives a brief description of them. It describes rare for parasocial research phenomenon of parasocial processing. It is generated while watching, does not lead to the formation neither of parasocial interaction nor parasocial relationships, but on the cognitive, emotional and behavioral levels media consumers demonstrate reactions to media persons or on their certain phrases or actions. On the basis of theoretical analysis, synthesis and generalization of world scientific achievements, the author presents ten of the most common among consumers media effects within parasocial theory. Media effects demonstrate various options of consequences (from emotional to behavioral) for the audience with formed parasocial relationships. Author divides media effects on such groups. The illusory effects when young people while watching experience something that does not actually exist, (Effect of parasocial presence, Effect of paraidentification, Effect of virtual and reversed parasocial projection) The effects of emotional bias when people emotionally immersed in a relationship with media figure, starts to think of them as of a real person (when they are not) and consequently on emotional level media consumer stops to take them objectively or analyze the actions of celebrities (Effect of paraempathy, Effect of parasocial belonging, Effect of media figure perception). The effects of personal ideology changes, when people under the influence of parasocial relationship change their opinions or values (Effect of parasocial contact, Effect of self-concept modification). Behavioral effects when the presence of parasocial relations are changing person behavioral patterns and adds a new ones (Effect of fans paracreativity, Effect of the consumer behavior of followers, Effect of self-concept modification). It is also important to note that each of the described effects cannot be considered as positive or negative as it all depends on the context of the personal circumstances.
 
Publisher Інститут психології імені Г.С. Костюка НАПН Укераїни
 
Date 2020
 
Type Article
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/720894/1/Chaplinska_Iu_PARASOCIAL_MEDIA_EFFECTS.pdf
- Чаплінська, Юлія Сергіївна (orcid.org/0000-0002-8105-8954 <http://orcid.org/0000-0002-8105-8954>) (2020) Parasocial media effects Психологічний часопис. Серія: Психологія, 4 (6). pp. 64-74. ISSN 2414-004X
10.31108/1.2020.6.4.5
 
##plugins.schemas.dc.fields.doi.name## 10.31108/1.2020.6.4.5