Record Details

Психологічна корекція негативних переживань підлітків у стосунках з батьками

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/717197/
 
Title Психологічна корекція негативних переживань підлітків у стосунках з батьками
Психологическая коррекция негативных переживаний подростков в отношениях с родителями
Psychological correction of negative experiences of teenagers in relationships with parents
 
Creator Лазос, Гелена Петрівна
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
37.06 Social problems in education. Human contacts, relationships
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за спеціальністю 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія. – Інститут психології імені Г.С.Костюка НАПН України – Київ, 2013.
Дисертаційне дослідження присвячене проблемі негативних переживань підлітків у стосунках з батьками та їх психологічної корекції.
В дослідженні розкрито зміст поняття «негативне переживання» щодо підліткового віку та визначено основні характеристики негативних переживань сучасних підлітків різної статі у стосунках з батьками – їх інтенсивність, приводи виникнення, зміст та емоційне вираження, здатність підлітків справлятися з ними. Встановлено особливості їх зв’язку із психологічними та структурними деформаціями сім’ї, її соціально-економічним статусом.
Вивчено особливості раннього розвитку дітей та їх зв’язок із інтенсивністю негативних переживань стосовно батьків у підлітковому віці, що висвітлило роль глибинної складової негативних переживань підлітка у виникненні та зовнішніх проявах його переживань у актуальному житті.
Створено модель корекції негативних переживань підлітків на основі кататимно-імагінативної психотерапії (символдрами) як глибинно зорієнтованого методу. У моделі визначено загальні засади психокорекційної роботи з підлітками, основні умови організації символдраматичного процесу, його принципи, техніки та прийоми. В руслі створеної моделі розроблено і описано програму психокорекції, що включає як індивідуальну, так і групову форми роботи, подано основні результати її апробації.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая и возрастная психология. – Институт психологии имени Г.С.Костюка НАПН Украины – Київ, 2013.
Диссертация посвящена проблеме негативных переживаний подростков в отношениях с родителями и их психологической коррекции.
В результате теоретического анализа определено содержание понятия «негативные переживания», выделены особенности негативных переживаний в подростковом возрасте, обусловленность их возникновения и проявлений детско-родительскими отношениями.
Экспериментально установлено, что для большинства подростков в отношениях с родителями характерен достаточно высокий уровень интенсивности негативных переживаний, при этом у девочек этот уровень выше, чем у мальчиков. Чаще всего негативные переживания подростков носят депрессивный характер, достаточно часто возникают также переживания агрессивного характера, реже – тревожного. Девочки более склонны к переживаниям депрессивного ряда, мальчики – агрессивного, а тревожные переживания практически равно представлены в обеих группах подростков. Большинство подростков не способны эффективно справляться со своими переживаниями, при этом мальчики преодолевают их лучше, чем девочки. Выявлено также, что подростки различаются по уровню интенсивности негативных переживаний – имеют высокие, средние или низкие его показатели.
В исследовании определены особенности связи между негативными переживаниями подростков и актуальными семейными деформациями, социально-экономическим статусом семьи. Были выявлены также особенности связи между наличием фрустрирующих ситуаций на ранних стадиях развития детей и интенсивностью их негативных переживаний относительно родителей в подростковом возрасте, что высветило роль глубинной составляющей негативных переживаний подростка в возникновении и проявлениях его переживаний в актуальных отношениях.
Создана модель коррекции негативных переживаний подростков на основе глубинно ориентированного метода кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы), в которой определены общие основания психокоррекции в работе с подростками, условия организации символдраматического процесса, его принципы, техники и приемы. В русле созданной модели разработана и описана программа коррекции негативных переживаний подростков в отношениях с родителями, включающая как индивидуальную, так и групповую формы работы. Изложены основные результаты апробации психокоррекционной программы.
Thesis for the Candidate degree in psychology, speciality 19.00.07 – Pedagogical and Developmental psychology. – G.S. Kostyuk Institute of Psychology, National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine – Kyiv, 2013.
The dissertation deals with the issue of negative experiences of teenagers in relationships with their parents and psychological correction of these experinces.
The study discloses the content of the concept of "negative experience" of adolescence, defines the essential characteristics of the negative experiences of modern teenagers of both genders – their intensity, arising reasons, the content and emotional expression, adolescent's ability to cope with them. The study features the psychological and structural deformations of the family, its socio-economic status, as far as characteristics of early childhood development and their relationship with the intensity of negative feelings in adolescence, discloses the role of the deepest part of the adolescent’s negative experiences in an external manifestations of their feelings in actual life.
This work describes the model of correction of the teenager’s negative experiences, which defines the general grounds, conditions of the symboldrama psycho-correction process, its principles, techniques and modes. Correction of negative experiences programm had helped teenagers in relationships with parents, established on the basis of the developed model and included both individual and group work.
 
Date 2013
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/717197/1/Lazos_phd_thesis2013.pdf
- Лазос, Гелена Петрівна (orcid.org/0000-0002-8935-2664 <http://orcid.org/0000-0002-8935-2664>) (2013) Psychological correction of negative experiences of teenagers in relationships with parents Dissertation candidate2 thesis, Інститут психології імені Г. С. Костюка.