Record Details

МОДЕЛЬ ПІДГОТОВКИ ФАХІВЦІВ У СФЕРІ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ТА КІБЕРНЕТИЧНОЇ БЕЗПЕКИ В ЗАКЛАДАХ ВИЩОЇ ОСВІТИ УКРАЇНИ

Інформаційні технології і засоби навчання

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Title МОДЕЛЬ ПІДГОТОВКИ ФАХІВЦІВ У СФЕРІ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ТА КІБЕРНЕТИЧНОЇ БЕЗПЕКИ В ЗАКЛАДАХ ВИЩОЇ ОСВІТИ УКРАЇНИ
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КИБЕРНЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
TRAINING MODEL FOR PROFESSIONALS IN THE FIELD OF INFORMATION AND CYBER SECURITY IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF UKRAINE
 
Creator Buriachok, Volodymyr L.
Bogush, Volodymyr М.
Borsukovskii, Yurii V.
Skladannyi, Pavlo M.
Borsukovska, Victoria Yu.
 
Subject безпека; інформація; інфраструктура; інфосфера; кібербезпека; кіберзагроза; кібероборона; кіберпростір; компетентність; система
безопасность; информация; инфраструктура; инфосфера; кибербезопасность; киберугроза; кибероборона; киберпространство; компетентность; система
security; information; infrastructure; infosphere; cyber security; cyber threat; cyber defense; cyber space; competence; system
 
Description У статті проаналізовано найбільш критичні світові загрози в інформаційній сфері і, як результат, зроблено висновок про посилення інформаційної конфронтації та нагнітання напруженості у відносинах між країнами. Такий стан справ вимагає якісного нового підходу до підготовки ІТ фахівців, з орієнтуванням її передусім на практичну площину в сфері інформаційної і кібернетичної безпеки та з урахуванням найбільш актуальних умінь і навичок, які повинен отримати майбутній фахівець в галузі кібернетичної безпеки. Для вирішення цього завдання в статті визначено найбільш пріоритетні ключові напрямки підготовки таких фахівців. За результатами аналізу законодавства України в галузі інформаційної та кібербезпеки, а також типового навчального плану НАТО з кібербезпеки в статті запропоновано приклади моделей компетентностей з підготовки фахівців для національної системи кібербезпеки. З огляду на те, що основними суб'єктами національної системи кібербезпеки, відповідно до Конституції та законів України, є Державна служба спеціального зв'язку та захисту інформації України, Національна поліція України, Служба безпеки України, Міністерство оборони України та Генеральний штаб Збройних Сил України, розвідувальні органи і Національний банк України, у статті запропоновано узгоджені з покладеними на ці структури завданнями, моделі професійних компетентностей для підготовки співробітників / особового складу цих організацій. Як результат, запропоновані в статті моделі професійних компетентностей можуть бути покладені в основу розробки / вдосконалення освітніх програм та навчальних планів підготовки фахівців у сфері кібербезпеки насамперед на першому, бакалаврському рівні вищої освіти, а також стати основою для коригування відповідного стандарту, узгодженого у 2017 році національним агентством із забезпечення якості вищої освіти. Надалі це зможе сприяти створенню нових стандартів з кібербезпеки як на другому (магістерському), так і третьому (освітньо-науковому) рівнях.
В статье проанализированы наиболее критичные международные угрозы в информационной сфере и, как результат, сделан вывод об усиливающейся информационной конфронтации и нагнетании напряженности в отношениях между странами. Такое состояние дел требует качественного нового подхода к подготовке ИТ специалистов, с ориентированием ее прежде всего на практическую плоскость в сфере информационной и кибернетической безопасности, с учетом наиболее актуальных умений и навыков, которые должен получить будущий специалист в области кибербезопасности. Для решения этой задачи в статье определены наиболее приоритетные ключевые направления подготовки таких специалистов. По результатам анализа законодательства Украины в области информационной и кибербезопасности, а также типового учебного плана НАТО по кибербезопасности в статье предложены примеры моделей компетентностей по подготовке специалистов для национальной системы кибербезопасности. Учитывая то, что основными субъектами национальной системы кибербезопасности, в соответствии с Конституцией и законами Украины, является Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины, Национальная полиция Украина, Служба безопасности Украины, Министерство обороны Украины и Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, разведывательные органы и Национальный банк Украины, в статье предложены согласованные с возложенными на эти структуры задачами, модели профессиональных компетентностей для подготовки сотрудников /личного состава данных организаций. Как результат, предложенные в статье модели профессиональных компетентностей могут быть положены в основу разработки / усовершенствования образовательных программ и учебных планов подготовки специалистов в области кибербезопасности прежде всего на первом, бакалаврском уровне высшего образования, а также стать основой для корректировки соответствующего стандарта, согласованного в 2017 году Национальным агентством по обеспечению качества высшего образования. В дальнейшем это сможет способствовать созданию новых стандартов по кибербезопасности как на втором (магистерском), так и третьем (образовательно-научном) уровнях.
The most critical global security threats in the information sphere are analyzed in the article, and, as a result, it was made a conclusion about the increasing of information confrontation and infiltration of tension in relations between countries. This situation requires a new qualitative approach to IT specialists’ training, focusing their attention primarily on the practical plane in the field of information and cyber security, and taking into account the most relevant expertise that a future specialist should receive in the field of cyber security. To solve this problem, the most important priority areas for the training of such specialists are identified in the article. According to the results of the analysis of Ukrainian legislation in the field of information and cyber security, as well as the typical cyber security plan of the NATO, examples of models of training competencies for the national cyber security system are proposed in the article. Considering that the main subjects of the national system of cyber security in accordance with the Constitution and laws of Ukraine are the State Service for Special Communications and Information Protection of Ukraine, the National Police of Ukraine, the Security Service of Ukraine, the Ministry of Defence of Ukraine and the General Staff of the Armed Forces of Ukraine, intelligence agencies and the National Bank of Ukraine, the models of professional competences of the employees/personnel of these organizations training, agreed with the tasks entrusted to these structures, are proposed in the article. As a result, the proposed models of professional competences may be the basis for the development / improvement of educational programs and curricula for training specialists in the field of cyber security, especially at the first, Bachelor’s level of higher education, and may become the basis for adjusting the relevant standard agreed in 2017 by the national Agency for Quality Assurance in Higher Education. In the future, the creation of new standards for cyber-security, both in the second (master's) and in the third (educational-scientific) levels will be promoted.
 
Publisher Institute of Information Technologies and Learning Tools of NAES of Ukraine
 
Contributor


 
Date 2018-10-30
 
Type info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
Peer-reviewed Article

рецензируемая статья

рецензована стаття

 
Format application/pdf
 
Identifier https://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/2347
 
Source Information Technologies and Learning Tools; Vol 67, No 5 (2018); 277-291
Информационные технологии и средства обучения; Vol 67, No 5 (2018); 277-291
Інформаційні технології і засоби навчання; Vol 67, No 5 (2018); 277-291
Інформаційні технології і засоби навчання; Vol 67, No 5 (2018); 277-291
2076-8184
 
Language ukr
 
Relation https://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/2347/1404
 
Rights Copyright (c) 2018 Volodymyr L. Buriachok, Volodymyr М. Bogush, Yurii V. Borsukovskii, Pavlo M. Skladannyi, Victoria Yu. Borsukovska
http://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/4.0