Record Details

Психологічні особливості розвитку самопізнання в обдарованих підлітків

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/707613/
 
Title Психологічні особливості розвитку самопізнання в обдарованих підлітків
Психологические особенности развития самопознания у одаренных подростков
Psychological characteristics of gifted adolescents’ self-knowledge development
 
Creator Якімова, Ірина Олександрівна
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за спеціальністю 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія. – Київський університет імені Бориса Грінченка, Київ, 2014.
Дисертація присвячена дослідженню психологічних особливостей розвитку самопізнання в обдарованих підлітків. На основі теоретичного аналізу обґрунтовано модель розвитку самопізнання обдарованих підлітків.
Експериментально виявлено психологічні особливості самопізнання в обдарованих підлітків. Визначено рівні (біологічний індивід, соціальний індивід, особистість) та критерії (за спрямованістю, часовими особливостями самопізнання, когнітивною структурою, локусом контролю, рівневою структурою, здібністю до самопізнання, розвитком рефлексивності, рівнем самоусвідомлення) розвитку самопізнання обдарованих підлітків. Обґрунтовано, розроблено та апробовано програму розвитку самопізнання обдарованих підлітків. Ефективність програми доведено позитивною динамікою підвищення рівня рефлексивності та самоусвідомлення обдарованих підлітків. На основі результатів дослідження розроблено методичні рекомендації для педагогів, психологів та обдарованих підлітків, спрямовані на активізацію самопізнання обдарованих підлітків.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая и возрастная психология. – Киевский университет имени Бориса Гринченка, Киев, 2014.
Диссертация посвящена исследованию психологических особенностей развития самопознания у одаренных подростков. На основе теоретического анализа уточняется содержание понятий «самопознание», «одаренность», «развитие самопознания», «самопознание одаренных подростков»; обоснована модель развития самопознания одаренных подростков.
Экспериментально выявлены психологические особенности развития самопознания у одаренных подростков. Определены уровни (биологический индивид, социальный индивид, личность) и критерии (за направленностью самопознания – познание собственных скрытых качеств и способностей, желание оценить себя со стороны, познание своего таланта, познание своих жизненных целей, будущего; за временными особенностями – ориентация на прошлое (результат), настоящее (процесс), будущее (цели); за когнитивной структурой – когнитивная простота / сложность; за локусом контроля – интернальный / экстернальный локус контроля; за уровневой структурой – биологический индивид, социальный индивид и личность; за способностью к самопознанию – пять типов; за развитием рефлексивности – низкий, средний и высокий уровни; за уровнем самоосознания – четыре типа) развития самопознания одаренных подростков.
На основании экспериментального исследования выделено механизм самопознания одаренных подростков – дифференцированность.
Обоснована, разработана и апробирована программа развития самопознания одаренных подростков. Эффективность программы доказана положительной динамикой повышения уровня рефлексивности и самоосознания одаренных подростков.
На основе результатов исследования разработаны методические рекомендации для педагогов, психологов и одаренных подростков, направленные на активизацию самопознания одаренных подростков. Подчеркивается эффективность самовоспитания и саморазвития, предлагаются способы содействия этому процессу. Для организации тренингов по развитию самопознания одаренных подростков представлены игры, упражнения и задания, стимулирующие познание себя и собственных способностей.
Dissertation for the degree of candidate of psychological sciences, specialty 19.00.07 – pedagogical and age psychology. – Kyiv University named after Borys Grinchenko, Kiev, 2014.
The dissertation is devoted to the research of psychological characteristics of gifted adolescents’ self-knowledge development. On the basis of theoretical analysis the model of gifted adolescents’ self-knowledge development is proved.
The psychological peculiarities of gifted adolescents’ self-knowledge development are experimentally identified. The levels (biological individual, social individual, personality) and the criteria (orientation, temporal characteristics, cognitive structure, direction of self-knowledge) of gifted adolescents’ self-knowledge development are defined.
The program of gifted adolescents’ self-knowledge development is grounded, developed and tested. The effectiveness of the program is proved by the positive dynamics of gifted adolescents’ reflexivity and self-awareness enhance.
Based on the results of the research the recommendations for educators, psychologists and students aimed at gifted adolescents’ self-knowledge activation are developed.
 
Date 2014
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/707613/1/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82_%D0%AF%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf
- Якімова, Ірина Олександрівна (2014) Psychological characteristics of gifted adolescents’ self-knowledge development Dissertation candidate2 thesis, Київський університет імені Бориса Грінченка.