Record Details

Теоретико-методичні засади проектування і використання комп'ютерно орієнтованого навчального середовища закладу післядипломної педагогічної освіти

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/706263/
 
Title Теоретико-методичні засади проектування і використання комп'ютерно орієнтованого навчального середовища закладу післядипломної педагогічної освіти
Теоретико-методические основы проектирования и использования компьютерно ориентированной учебной среды заведения последипломного педагогического образования
Тheoretic-Methodical Principles of Planning and Use of Computer-Oriented Learning Environment of an Institute of Postgraduate Pedagogical Education
 
Creator Колос, К.Р.
 
Subject 37 Education
374 Education and training out of school. Further education
378 Higher education. Universities. Academic study
 
Description У дисертації з системних позицій обґрунтовано теоретико-методичні засади проектування і використання комп’ютерно орієнтованого навчального середовища закладу післядипломної педагогічної освіти (КОНС ЗППО). На основі методологічних підходів, прогресивних, перспективних тенденцій українського та зарубіжного досвіду в залученні комп’ютерно орієнтованих засобів навчання і визначеного теоретико-методологічного апарату системного подання й дослідження проектування та використання КОНС ЗППО подано прогностичні аспекти проектування зазначеного середовища: дидактичні вимоги до КОНС ЗППО, педагогічні моделі інтеграції цього середовища в навчально-пізнавальний процес ЗППО, факторно-критеріальну модель оцінювання ефективності КОНС ЗППО; спроектовано систему моделей КОНС ЗППО: модель процесу і критерії добору компонентів, структурно-функційна і процедурна моделі; здійснено типологію складу цього середовища та визначено характеристики взаємозв’язків між його компонентами; описано й розроблено методичні засади використання КОНС ЗППО в процесі підвищення кваліфікації педагогічних працівників.
Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.10 – информационно-коммуникационные технологии в образовании. – Институт информационных технологий и средств обучения НАПН Украины. – Киев, 2017.
В диссертации с системных позиций обоснованы теоретико-методические основы проектирования и использования компьютерно ориентированной учебной среды заведения последипломного педагогического образования (КОУС ЗППО). Установлено, что КОУС ЗППО характеризуется интенсификацией развития ИКТ-компетентности слушателей как важной составляющей их профессиональной компетентности, расширением сферы привлечения слушателей при осуществлении учебно-познавательного процесса (УПП), установлением зависимостей между текущим и итоговым тестированием знаний слушателей, содействием налаживанию и укреплению профессиональных связей, повышением уровня управления учебно-познавательным процессом, поддержкой слушателей во время УПП, осуществлением педагогически взвешенного отбора ИКТ при планировании учебно-познавательного процесса.
Формирование и развитие КОУС ЗППО на основе синтеза методологических подходов (дифференцированного, личностно ориентированного, компетентностного, человекоцентрического, гуманистического, социального, информационного, инновационного, демократического, поведенческого, когнитивного, конструктивистского) и надлежащей государственной поддержки будет способствовать активизации и индивидуализации УПП, а также повышению мотивации методистов, научно-педагогических и административных работников к широкому внедрению и развитию КОУС ЗППО, что в дальнейшем может привести к радикальной реструктуризации заведений последипломного педагогического образования.
Учитывая проведенный анализ отечественного и зарубежного опыта, выделены особенности и современные тенденции использования компьютерно ориентированных средств обучения при повышении квалификации педагогических работников, среди которых: использование облачных технологий, учет разработчиками электронных образовательных ресурсов особенностей различных компьютерно-технологических платформ и действенных механизмов применение ИКТ-аутсорсинга. Изучены особенности функционирование информационной сети, охватывающей все звенья системы образования, заведения, учреждения и органы управления ими, а также подготовленных пользователей – участников учебно-познавательного процесса.
Определено, что компьютерно ориентированная учебная среда заведения последипломного педагогического образования – это управляемое, искусственно и целенаправленно построенное пространство, в котором происходит учебно-познавательный процесс с использованием информационно-коммуникационных технологий и созданы необходимые и достаточные условия для участников по эффективному осуществлению повышения квалификации педагогических работников. Основными компонентами указанной среды являются педагогически взвешенный подбор информационно-коммуникационных технологий, активно используемых в организации и проведении УПП в заведении последипломного педагогического образования, методическая система использования КОУС ЗППО в процессе повышения квалификации педагогических работников, социально-бытовые условия заведения последипломного педагогического образования, взаимосвязь слушателей, академического и административного персонала заведения последипломного педагогического образования.
Для реализации проектирования такой открытой образовательной системы, как КОУС ЗППО, в рамках которого осуществляется повышение квалификации педагогических работников, теоретически обоснована процедура проектирования КОУС ЗППО.
Необходимость объективной оценки эффективности использования компьютерно ориентированной учебной среды заведения последипломного педагогического образования обусловила разработку факторно-критериальной модели, которая предусматривает критериальное измерение эффективности КОУС ЗППО за четырьмя факторами: 1) эффективность учебно-познавательного процесса курсов повышения квалификации в КОУС ЗППО, 2) достаточность ИКТ-инфраструктуры КОУС ЗППО, 3) ИКТ-компетентность академического персонала КОУС ЗППО, 4) ИКТ-компетентность слушателей. Для осуществления такой оценки предложен 21 критерий, каждый из которых содержит от 2 до 7 показателей.
Проектирование компьютерно ориентированной учебной среды заведения последипломного педагогического образования реализуется в моделировании указанной среды, а также в осуществлении типологии и выявлении характеристик КОУС ЗППО.
Моделирования компьютерно ориентированной учебной среды заведения последипломного педагогического образования реализуется в построении системы моделей указанной среды: модель процесса и критерии отбора компонентов, структурно-функциональная и процедурная модели.
Разработана методическая система и описана методика использования компьютерно ориентированной учебной среды заведения последипломного педагогического образования в процессе повышения квалификации педагогических работников, которая включает целевой, содержательный и технологический компоненты.
Учитывая особенности организации повышения квалификации педагогических работников и интеграции компьютерно ориентированных средств обучения в учебно-познавательный процесс заведения последипломного педагогического образования, разработаны учебно-методический комплекс, имеющий учебную и рабочую программы спецкурса «Использование ИКТ в профессиональной деятельности академического и административного персонала заведения последипломного педагогического образования», дистанционный курс и практический учебник «Google Sites (Сайты) как средство обобщения профессионального опыта педагога».
Результаты экспериментального исследования подтверждают изложенную в диссертации гипотезу и являются основанием для вывода: разработанные диссертанткой теоретико-методические основы проектирования и использования компьютерно ориентированной учебной среды заведения последипломного педагогического образования являются эффективными, что обосновывает целесообразность их внедрения в учебно-познавательный процесс заведений последипломного педагогического образования.
In dissertation from the system positions the theoretic-methodical principles of planning and use of the computer-oriented learning environment of an Institute of Postgraduate Pedagogical Education are determined. On the basis of the methodological approaches, progressive and perspective tendencies of Ukrainian and foreign experience of the use of the computer-oriented means of studies and theoretic-methodical base of the system of presentation and research of planning and use of the computer-oriented learning environment of an Institute of Postgraduate Pedagogical Education the further aspects of planning of the environment are marked: didactic requirements to the computer-oriented learning environment of an Institute of Postgraduate Pedagogical Education, pedagogical models of integration of this environment in the educational-cognitive process of an Institute of Postgraduate Pedagogical Education, factor-criterion model of evaluation of the efficiency of the computer-oriented learning environment of an Institute of Postgraduate Pedagogical Education; the system of models of the computer-oriented learning environment of an Institute of Postgraduate Pedagogical Education is projected: the model of process and criteria of selection of the components, structural-functional and procedural models; the typology of the composition of this environment is carried out and the descriptions of interrelations between its components are determined; the methodical principles of the use of the computer-oriented learning environment of an Institute of Postgraduate Pedagogical Education are described; the methodical principles of the use of the computer-oriented learning environment of an Institute of Postgraduate Pedagogical Education in the process of in-plant training of pedagogical workers are worked out.
 
Date 2017
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/706263/1/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81.pdf
- Колос, К.Р. (2017) Тheoretic-Methodical Principles of Planning and Use of Computer-Oriented Learning Environment of an Institute of Postgraduate Pedagogical Education Other thesis, Інститут інформаційних технологій і засобів навчання.