Теорія і практика корекційного навчання дітей з обмеженими розумовими можливостями в Україні (друга половина ХІХ – перша половина ХХ століття)
Електронна бібліотека НАПН України
View Archive InfoField | Value | |
Relation |
http://lib.iitta.gov.ua/705875/
|
|
Title |
Теорія і практика корекційного навчання дітей з обмеженими розумовими можливостями в Україні (друга половина ХІХ – перша половина ХХ століття)
Theory and practice of the correctional education of the mentally deficient children in Ukraine (the second half of the XIX – the first half of the XX century) Теория и практика коррекционного обучение детей с ограниченными умственными возможностями в Украине (вторая половина ХІХ – первая половина ХХ столетия) |
|
Creator |
Супрун, М.О.
|
|
Subject |
376.3 Виховання та освіта осіб із вадами зору, слуху, мови та нервовими захворюваннями.
93/94 History |
|
Description |
Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора педагогічних наук за спеціальністю 13.00.03 – корекційна педагогіка. Інститут спеціальної педагогіки АПН України. – Київ, 2008. Дисертаційне дослідження присвячене цілісному історико-педагогічному аналізу процесу розвитку корекційного навчання дітей з обмеженими розумовими можливостями в Україні (друга половина ХІХ – перша половина ХХ ст.). Проаналізовано основні особливості цього процесу на різних етапах суспільного розвитку країни. Встановлено, що на розвиток корекційного навчання учнів допоміжних закладів освіти у конкретний історичний період впливали соціально-економічні, політичні та культурологічні фактори. У процесі проведення дослідження проаналізовано теоретичні основи зародження навчання учнів з обмеженими розумовими можливостями, його подальший розвиток у зазначений історичний період. Висвітлено аналіз теоретичних, методичних та організаційних засад корекційного навчання розумово відсталих учнів. Визначено прогностичні можливості використання історичного досвіду в сучасних умовах суспільного розвитку. У науковий обіг введено нові історико-педагогічні документи, що сприяло більш об’єктивній оцінці процесу зародження та подальшого розвитку корекційного навчання учнів зазначеної категорії протягом другої половини ХІХ – першої половини ХХ ст. The thesis is for obtaining the Scientific Degree of the Doctor of Pedagogical Sciences in speciality 13.00.03. – correctional pedagogogics. –Institute of Special Pedagogics of the Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine – Kyiv, 2008. The thesis is devoted to the complex historical and pedagogical analysis of the development process of the correctional education of the mentally deficient children in Ukraine (the second half of the XIX – the first half of the XX century). The analysis of the main particularities of the process on different stages of public development of the country has been made. It was established that the social, economical, political and cultural factors influenced the development of the correctional education of the subsidiary educational establishments’ pupils in the mentioned historical period. In the research process the theoretical background of the mentally deficient pupils’ education origination in the mentioned historical period was analyzed. The analysis of the theoretical, methodical and organizational foundations of the mentally deficient pupils’ correctional education was established. The prognostic possibilities of using a historical experience in modern conditions of public development have been determined. Presentation of the new historical-pedagogical documents to the scientific usage helps to provide more objective estimation of the mentioned category’s pupils correctional education, its origination and the following development during the second half of the XIX – the first half of the XX century. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика. Институт специальной педагогики АПН Украины. – Киев, 2008. Диссертационное исследование посвящено целостному историко-педагогическому анализу процесса развития коррекционного обучение детей с ограниченными умственными возможностями в Украине (вторая половина ХІХ – первая половина ХХ ст.). Установлено, что на развитие коррекционного обучения учеников вспомогательных учебных заведений в конкретный исторический период влияли социально-экономические, политические и культурологические факторы. В процессе проведения исследования проанализированы теоретические основы зарождения обучения учеников с ограниченными умственными возможностями, его дальнейшее развитие в указанный исторический период. Освещен анализ теоретических, методических и организационных основ коррекционного обучения умственно отсталых учеников. В научный оборот введены новые историко-педагогические документы, что оказывало содействие более объективной оценке процесса зарождения и дальнейшего развития коррекционного обучения умственно отсталых детей на протяжении изучаемого периода. Проведенный историко-педагогический анализ развития теории и практики коррекционного обучения учеников вспомогательных школ Украины (вторая половина ХІХ – первая половина ХХ ст.) позволил совершенствовать периодизацию коррекционного обучения умственно отсталых учеников: первый период (вторая половина ХІХ ст. – первая половина 20-х годов ХХ ст.) – истоки и становление общих основ теории и практики коррекционного обучения детей с особенностями умственного развития; второй период (вторая половина 20-х годов – 1936 год) – формирование новых тенденций в теории и практике коррекционного обучения данной категории учеников; третий период (конец 30-х – средина ХХ ст.) – развитие отечественной олигофренопедагогики на основании пересмотра предыдущих концепций развития коррекционного обучения учеников вспомогательной школы и утверждения его новой методологии. Каждый с указанных периодов имеет определённые этапы, характеризующиеся существенными отличиями в характере подходов к разработке теоретических и практических основ коррекционного обучения учеников вспомогательной школы. Предложена периодизация позволяет, во-первых, выявить основные вехи становления и развития коррекционного обучения умственно отсталых учеников; во-вторых, проследить закономерные изменения в развитии олигофренопедагогики, в разработке содержания обучения учеников вспомогательной школы и в его организационно-методическом обеспечении; в-третьих, определить сущность каждого периода, логическую последовательность между ними, наиболее значимые его характеристики, сделать соответствующую историко-педагогическую оценку. |
|
Publisher |
Інститут спеціальної педагогіки АПН України
|
|
Date |
2008
|
|
Type |
Thesis
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Language |
uk
|
|
Identifier |
http://lib.iitta.gov.ua/705875/1/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D1%96%D1%97%20%D0%A1%D1%83%D0%BF%D1%80%D1%83%D0%BD%20%D0%9C.%D0%9E.pdf
- Супрун, М.О. (2008) Theory and practice of the correctional education of the mentally deficient children in Ukraine (the second half of the XIX – the first half of the XX century) Other thesis, Інститут спеціальної педагогіки. |
|