Record Details

Развитие идеи воспитательного идеала К.Ушинского в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой (ХІХ - начало ХХ в.)

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/705748/
http://www.seanewdim.com/published-issues.html
 
Title Развитие идеи воспитательного идеала К.Ушинского в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой (ХІХ - начало ХХ в.)
Розвиток виховного ідеалу К.Ушинського в педагогічній спадщині О.М. Водовозової (ХІХ - початок ХХ ст.)
Development of the educational ideal idea of K. Ushynskiy in E. Vodovozova’s pedagogical heritage (XIX – early XX century)
 
Creator Єршова, Людмила Михайлівна
 
Subject 37 Education
 
Description Предложены результаты сравнительного анализа взглядов Е. Водовозовой и К. Ушинского на воспитательный
идеал личности и условия его формирования, который доказывает, что научное наследие Е. Водовозовой последовательно продолжает и развивает педагогические идеи К. Ушинского. Воспитательный идеал выступает как исторически и социально обусловленный педагогический феномен, содержание которого определяется историческим временем, экономическим и идеологическим устройством государства, особенностями социального и имущественного состояния воспитанника, его национальностью и полом. Развивая историко-педагогические традиции К. Ушинского, Е. Водовозова последовательно продолжила исследования в области изучения национальных особенностей формирования воспитательного идеала, фокусируя внимание на истории формирования образа идеального человека в русской народной и педагогической традициях. Историко-педагогические исследования автора отличаются научной незаангажированностью характеристик и объективностью
выводов. Прослеживается преемственность во взглядах ученых на значение образовательного компонента воспитательного
идеала, который в основном рассматривался как важное условие формирования всесторонне развитой гармоничной лично-
сти. Однако у К. Ушинского образование выступало стимулом развития врожденного стремления человека к собственному
совершенству, а у Е. Водовозовой – акцент смещен на необходимость совершенствования всего рода путем надлежащего воспитания потомков. Выявлены также определенные различия в отношении обоих ученых к христианскому воспитательному идеалу: К. Ушинский считал, что именно христианство дало человечеству настоящий идеал совершенства, перед которым склоняются все народности, а Е. Водовозова не только не акцентировала внимания на роли религии в формировании воспитательного идеала личности, но и подвергала беспощадной критике существующую в то время систему религиозного воспитания молодежи. Е. Водовозова доказывала также, что отставание России от общеевропейских педагогических тенденций в формировании идеала человека было обусловлено мощной социальной инерцией, которая тормозила продвижение западных воспитательных идеалов. Показано, что мысль К. Ушинского об отсутствии в обществе единого универсального образа "идеального человека", в работе Е. Водовозовой "Умственное и нравственное воспитание детей" нашла свое отражение в разграничении понятий "нравственный" и "высоконравственный" человек, что способствовало обоснованию важности формирования в обществе канона референтных личностей.
Запропоновано результати порівняльного аналізу поглядів О. Водовозової і К. Ушинського на виховний
ідеал особистості й умови його формування, який доводить, що наукова спадщина О. Водовозової послідовно
продовжує і розвиває педагогічні ідеї К. Ушинського. Виховний ідеал виступає як історично й соціально
обумовлений педагогічний феномен, зміст якого визначається історичним часом, економічним та ідеологічним устроєм держави, особливостями соціального та майнового стану вихованця, його національністю та статтю. Розвиваючи історико-педагогічні традиції К. Ушинського, О. Водовозова послідовно продовжила дослідження в галузі вивчення національних особливостей формування виховного ідеалу, фокусучи увагу на історії формування образу ідеальної людини в російській народній і педагогічній традиції. Історико-педагогічні дослідження автора відзначаються науковою незаангажованістю характеристик і об'єктивністю
висновків. Простежується наступність у поглядах вчених на значення освітнього компонента виховного
ідеалу, який в основному розглядався як важлива умова формування всебічно розвиненої гармонійної особисто-
сти. Однак у К. Ушинського освіту виступало стимулом розвитку вродженого прагнення людини до власного
досконалості, а у Е. Водовозової - акцент зміщений на необхідність вдосконалення всього роду шляхом належного
виховання нащадків. Виявлено також певні розбіжності у ставленні обох учених до християнського виховної
ному ідеалу: К. Ушинський вважав, що саме християнство дало людству справжній ідеал досконалості, перед ко
менту, котрим схиляються всі народності, а Е. Водовозова не тільки не акцентувала уваги на ролі релігії у формуванні
виховного ідеалу особистості, але і піддавала нещадній критиці існуючу в той час систему релігійного
виховання молоді. Е. Водовозова доводила також, що відставання Росії від загальноєвропейських педагогічних тен-
денцій у формуванні ідеалу людини було обумовлено потужним соціальним інерцією, яка гальмувала просування
західних виховних ідеалів. Показано, що думка К. Ушинського про відсутність в суспільстві єдиного універсального
образу "ідеальної людини", в роботі Е. Водовозової "Розумовий і моральне виховання дітей" знайшла своє відбиття
ня в розмежуванні понять "моральний" і "високоморальний" людина, що сприяло обґрунтуванню важливості
формування в суспільстві канону референтних особистостей.
The results of comparative analysis of E. Vodovozova and K. Ushynskiy views about individual educational ideal and the conditions of its formation, which proves that E. Vodovozova scientific heritage successively continues and develops K. Ushynskiy pedagogical ideas, are offered. Educational ideal acts as a historically and socially conditioned pedagogical phenomenon, the content of which is determined by historical time, economic and ideological structure of the state, features of social and property status of the pupil, his nationality and gender. Building on K. Ushynskiy historical and pedagogical traditions, E. Vodovozova consistently continued research in the sphere of national peculiarities of educational ideal formation, focusing on the history of the ideal man image formation in Russian folk and pedagogical traditions. Author’s historical-educational researches have scientifically impartial characteristics and objective conclusions. Succession in scientists’ view concerning the importance of educational component of pedagogic ideal which generally is considered as an important condition of forming the many-sided harmonic personality is investigated. However according to K. Ushynskiy, the education has been as a motivation to development of man’s congenital aspiration to own perfection, and according to E. Vodovozova – the focus is shifted to necessity of improving whole family by means of appropriate upbringing the descendants. Also definite distinctions in the attitude of both scientists concerning Christian pedagogic ideal were discovered: K. Ushynskiy considered that Christianity in particular has given to all the mankind the real ideal of perfection all the nations bow down to, and E. Vodovozova has not just ignored the role of religion in forming the pedagogic ideal of personality but also has subjected to relentless criticism the existing at that time system of religious upbringing of young people. E. Vodovozova was proving also that Russia has been falling behind time from common European pedagogic tendencies of forming the personality ideal because of the powerful social inertness, which has been the reason of slowing down the advancement of the western pedagogic ideals. It’s been shown, that K. Ushynskiy’s thought concerning the absence of the one common image of the «perfect person» in Е. Vodovozova work «Mental and moral upbringing of children» has found its reflection in delimitation of the following terms such as «moral» and «high-minded» person which helped to ground the importance the formation the canon of referential personalities in society.
 
Publisher Society for Cultural and Scientific Progress in Central and Eastern Europe
 
Date 2013
 
Type Article
PeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/705748/1/SEANEWDIM_PED_%20PSY_I%287%2914_120-123.pdf
- Єршова, Людмила Михайлівна (2013) Development of the educational ideal idea of K. Ushynskiy in E. Vodovozova’s pedagogical heritage (XIX – early XX century) Science and Education a New Dimension: Pedagogy and Psychology, 1 (7) (14). pp. 119-123. ISSN 2308-5258