Record Details

Гармонійні стосунки батьків як чинник особистісного розвитку дитини

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/704994/
 
Title Гармонійні стосунки батьків як чинник особистісного розвитку дитини
Гармоничные взаимоотношения родителей как фактор личностного развития ребенка
Parents’ harmonious relationships as a factor of the personal development of the child
 
Creator Чанцева-Коваленко, О. М.
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
305 Gender studies
36 Safeguarding the mental and material necessities of life
 
Description Дисертація присвячена дослідженню особистісного розвитку дитини під впливом стосунків батьків. У роботі охарактеризовано гармонійні та дисгармонійні стосунки батьків, досліджено їх основні критерії та чинники. Розроблено структурно-динамічну модель особистісного розвитку дитини підліткового віку, що відображає вплив батьківських стосунків в залежності від їх характеру на розвиток дитячої особистості. Обґрунтовано, що стосунки батьків виступають одним з важливих факторів особистісного розвитку дитини. Методично обґрунтовано курс інформаційно-просвітницьких та психокорекційних онлайн-вебінарів «В моїй сім’ї – гармонія» як сучасного методу гармонізації батьківських стосунків. Доведено наявність позитивних зрушень у відносинах батьків після проведення онлайн-курсу в основних сферах розвитку особистості дитини підліткового віку: розвиток ціннісних орієнтацій, помітне розширення і якісне збагачення Я-концепції, зростання її узгодженості, стабілізацію самооцінки та актуалізацію професійного самовизначення. Окрім цього відзначено позитивну динаміку щодо гармонізації стосунків у батьків-учасників вебінарів: розвиток збалансованості їх взаємин в континуумі «автономність-залежність», досягнення більшої гнучкості сімейних ролей, зростання емпатійним наповненості відносин, зміцнення ціннісно-орієнтаційної єдності, посилення узгодженості батьків у виховних підходах і зростання загального рівня задоволеності подружніми стосунками. Виходячи з цього, можна стверджувати, що розроблені на основі проведеного дослідження онлайн-вебінари «В моїй сім’ї – гармонія» мають позитивний вплив на розвиток дитячої особистості та гармонізацію батьківських стосунків, які в свою чергу виступають вагомим чинником особистісного розвитку дитини.
Диссертация посвящена исследованию влияния на личностное развитие ребенка гармоничных отношений родителей. Критериями развития личности в подростковом возрасте определены: сформированность ценностных ориентаций, Я-концепция, уровень актуализации профессионального самоопределения. В работе дана характеристика гармоничным отношениям родителей. Разработана структурно-динамическая модель личностного развития ребенка подросткового возраста, отражающая связь между гармоничными или дисгармоничными отношениями родителей и их соответствующее влияние – содействие или торможение развитию личности ребенка. Исследование особенностей отношений родителей как фактора личностного развития ребенка, в частности через изучение основных критериев гармоничности этих отношений, показало, что гармоничные отношения родителей действительно являются фактором личностного развития ребенка. Вместе с тем, возникает вопрос поиска эффективных коррекционно-развивающих средств, которые позволили бы гармонизировать родительские взаимоотношения, а затем и положительно повлиять на личностное развитие ребенка. В связи с этим, методически обоснован курс информационно-просветительских и психокоррекционных онлайн-вебинаров для родителей «В моей семье – гармония».
Анализ результатов проведения онлайн-курса показал, что результатом проведения цикла вебинаров для родителей стали существенные положительные сдвиги в субъективной оценке различных аспектов отношений родителей: развитие сбалансированности в континууме «автономность-зависимость», достижение большей гибкости семейных ролей, рост эмпатичной наполненности отношений, укрепление ценностно-ориентационного единства, усиление согласованности родителей в воспитательных подходах и рост общего уровня удовлетворенности отношениями. Зафиксировано также положительное влияние на гармонизацию отношений родителей, которые приняли участие в программе, на личностное развитие их детей. Также прослеживается положительная динамика в основных сферах развития личности ребенка подросткового возраста: развитие ценностных ориентаций; заметное расширение и качественное обогащение Я-концепции, рост ее согласованности; стабилизация самооценки; актуализация профессионального самоопределения.
Исходя из этого, можно утверждать, что разработанная на основе проведенного исследования комплексная программа онлайн-вебинаров способствовала улучшению отношений между родителями и их положительному влиянию на развитие личности ребенка. Результаты исследования дополняют и расширяют представления о развитии личности ребенка в семье под влиянием отношений между ее родителями, могут быть использованы как теоретическая основа для разработки принципов организации и содержания психологической помощи семьям в вопросах гармонизации отношений, обеспечения благоприятных условий для развития личности ребенка в семье.
This investigation is dedicated to the research of the personal development of the child under the influence of parents’ relationships. The harmonious and disharmonious parents’ relationships have been described and their basic criteria and factors have been investigated in the work. The structural-dynamic model of personal development of the teenager, reflecting the impact of parental relationships that depends on their nature of the development of child’s personality has been developed. It has been proved that parents’ relationships are the important factor in child’s personal development. The course of information and education and psycho-online webinars for parents «There is a harmony in my family» as a modern method of the harmonization of relationships between parents have been substantiated. The presence of positive changes in parents’ relationships after the online course in the main areas of the development of the teenager: the development of values, a significant expansion and enrichment of quality self-concept, increase its coherence, self-estimation stabilizing and professional self- actualization has been proved. Positive dynamics of the harmonization of relations of parents-participants of online webinars: the balance development of their relations in the continuum of «autonomy-dependence», the achievement of greater flexibility in family roles, the growth of empathically fullness of relations, the strengthening of the value-orientation unity, the reinforcement of parents’ consistency in educational approaches and increase of the overall level of satisfaction with marital relations have been also noted. Therefore, one may state that developed based on studying of online webinars «There is a harmony in my family» have a positive impact on the development of child’s personality and the harmonization of parents’ relationships.
 
Date 2016
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
text
text
 
Language uk
uk
uk
 
Rights cc_by_nc_nd
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/704994/1/dis_chantseva-kovalenko.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/704994/2/%D0%92%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA_%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/704994/3/%D0%92%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA_%D0%AF%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%B0%20%281%29.pdf
- Чанцева-Коваленко, О. М. (2016) Parents’ harmonious relationships as a factor of the personal development of the child Dissertation candidate thesis, Інститут психології імені Г.С. Костюка.