Record Details

Становление понятийно-терминологического аппарата компетентностного подхода к профессиональному образованию

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/4270/
10.5072/lib.iitta.gov.ua/4270
 
Title Становление понятийно-терминологического аппарата компетентностного подхода к профессиональному образованию
Становлення понятійно-термінологічного апарату компетентнісного підходу до професійної освіти
FORMATION OF CONCEPTUAL-AND-TERMINOLOGICAL APPARATUS FOR COMPETENCE APPROACH TO VOCATIONAL EDUCATION
 
Creator Ягупов, Василь Васильович
 
Subject 377 Specialized instruction. Vocational, technical, professional training. Vocational colleges, institutes. Polytechnics
 
Description В статье проанализировано становление понятийно-терминологического аппарата ком-
петентностного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов в систе-
ме профессионального образования, определены основные различия и недостатки
в дефинициях понятий «компетенция» и «компетентность», которые имеются в исследо-
ваниях отечественных учёных; обосновано соотношение содержательного и смыслового
поля понятий «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность»
в контексте компетентностного подхода к профессиональному образованию. Показаны
методологические ошибки и упущения в понимании компетентностного подхода к про-
фессиональной подготовке будущих специалистов, которые имеются в психолого-педа-
гогических исследованиях. Для их снятия, а также недопущения обоснованы основные
направления реализации компетентностного подхода в системе профессионального об-
разования, сформулированы его требования к выпускникам профессионально-техниче-
ских учебных заведений, представлена обобщенная универсальная структура их профессиональной компетентности. Конкретизировано содержание компетентностного подхода
в профессиональном образовании как совокупности методологических принципов, которые касаются определения целей, задач, содержания, методик, технологий и результа-
тов профессионального образования, организации учебно-производственного процесса
в профессионально-технических учебных заведениях по профессиональной подготовке
будущих специалистов и диагностирования результатов их профессиональной подготовленности.
У статті проаналізовано становлення понятійно-термінологічного апарату компетентніс-
ного підходу до професійної підготовки майбутніх фахівців у системі професійної осві-
ти, визначені основні відмінності і недоліки в дефініціях понять «компетенція» і «компе-
тентність», наявних у дослідженнях вітчизняних учених; обґрунтовано співвідношення
змістовного і смислового поля понять «професійна компетенція» і «професійна компе-
тентність» у контексті компетентнісного підходу до професійної освіти. Показані мето-
дологічні помилки та упущення в розумінні компетентнісного підходу до професійної
підготовки майбутніх фахівців, які мають місце в психолого-педагогічних дослідженнях.
Для їх зняття, а також недопущення обґрунтовані основні напрями реалізації компетент-
нісного підходу в системі професійної освіти, сформульовані його вимоги до випускни-
ків професійно-технічних навчальних закладів, представлено узагальнену універсальну
структуру їхньої професійної компетентності. Конкретизовано зміст компетентнісного
підходу в професійній освіті як сукупність методологічних принципів, що стосуються
визначення цілей, завдань, змісту, методик, технологій і результатів професійної освіти,
організації навчально-виробничого процесу у професійно-технічних навчальних закла-
дах по професійній підготовці майбутніх фахівців та діагностування результатів їхньої
професійної підготовленості.
The article analyses formation of conceptual-and-terminological apparatus for competence
approach to vocational training of future experts in a system of vocational education. Principal
diffi culties and lack of defi nitions as regards concepts «competence» and «competency» used
in results of our country’s scientists are indicated. Prove of correlation between content and
semantic fi eld concerning notions «professional competence» and «professional competency»
in context of competence approach to vocational education is given. The author shows
methodological mistakes and gaps in understanding the competence approach to vocational
training of future experts that are used in psychological and pedagogical researches. In order not
to make them again major lines of competence approach application in a system of vocational
education are grounded. Requirements to vocational schools’ graduates are concretized and
integrated general-purpose structure of their professional competence is presented. The author
specifi es defi nition of competence approach in vocational education as range of methodological
principles concerning set of goals, objectives, content, methods, technologies, and results of
vocational education, organization of training-and-production process at vocational schools on
training the future specialists and diagnosing the results of their occupational qualifi cation.
 
Publisher Інститут професійно-технічної освіти НАПН України
 
Date 2013
 
Type Article
PeerReviewed
 
Format application/pdf
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/4270/1/visnyk_Ygupov_6.pdf
- Ягупов, Василь Васильович (2013) FORMATION OF CONCEPTUAL-AND-TERMINOLOGICAL APPARATUS FOR COMPETENCE APPROACH TO VOCATIONAL EDUCATION Науковий вісник Інституту професійно-технічної освіти НАПН України, 6. pp. 26-34. ISSN ISSN 2223-5752