Методичні засади комп’ютеризації самостійної роботи старшокласників у процесі вивчення програмного забезпечення математичного призначення
Електронна бібліотека НАПН України
View Archive InfoField | Value | |
Relation |
http://lib.iitta.gov.ua/704170/
|
|
Title |
Методичні засади комп’ютеризації самостійної роботи старшокласників у процесі вивчення програмного забезпечення математичного призначення
Методические основы компьютеризации самостоятельной работы старшеклассников при изучении программного обеспечения математического назначения Methodical grounds of computer based approach to high school students’ self study work in the process of learning mathematically oriented software |
|
Creator |
Шокалюк, С.В.
|
|
Subject |
004.4 Software
004.58 User help 373 Kinds of school providing general education |
|
Description |
У роботі побудована й науково обґрунтована методична система комп’ютеризації самостійної роботи старшокласників з опанування програмного забезпечення математичного призначення з використанням технологій дистанційного навчання. Основним напрямом побудови авторської методичної системи є об’єднання систем дистанційного навчання та комп’ютерної математики у єдине діяльнісне середовище для підтримки учнівських навчальних досліджень. Проведено експериментальне впровадження розробленої методичної системи в навчальний процес. Наведено результати педагогічного експерименту, що підтверджують гіпотезу про те, що організація самостійної роботи старшокласників у процесі вивчення програмного забезпечення математичного призначення за допомогою інноваційних інформаційно-комунікаційних технологій сприяє формуванню умінь самостійно проводити дослідження за допомогою систем комп’ютерної математики, а також підвищує рівень навчальних досягнень учнів зі шкільного курсу інформатики.
В диссертации представлена теоретически и экспериментально обоснованная методическая система компьютеризации самостоятельной работы учеников старших классов общеобразовательных учебных заведений при изучении программного обеспечения математического назначения с применением технологий дистанционного обучения. В работе проанализированы сущность и значение самостоятельной работы в системе учебно-познавательной деятельности старшеклассников; определено место ИКТ в организации и поддержке самостоятельной работы, исследованы направления компьютеризации самостоятельной работы; выделены условия успешной организации самостоятельной работы учащихся с применением технологий дистанционного обучения, а также особенности ее организации. Обосновано необходимость систематического и целенаправленного изучения возможностей проведения ученических исследований в среде систем компьютерной математики, исследованы возможности применения сетевых систем компьютерной математики для организации таких исследований. Организация самостоятельной работы с целью углубленного изучения программного обеспечения математического назначения с применением технологий дистанционного обучения стало возможным благодаря появлению нового класса систем компьютерной математики – сетевых систем компьютерной математики (Web-СКМ), характерными особенностями которых являются: наличие Web-интерфейса, отсутствие необходимости установки вычислительного ядра СКМ на клиентском компьютере; умеренные требования к аппаратной составляющей компьютерной системы; индифферентность к применяемому браузеру; простота администрирования (снятие проблемы поддержки громоздкой инсталяционной базы и лицензирования программного обеспечения); мобильный доступ к учебным ресурсам, программам и т.д. Наибольший потенциал по проведению ученических исследований с помощью Web-СКМ отмечен у свободно распространяемой системы для проведения математических исследований Sage, характерными особенностями которой являются: открытость полнофункционального Web-сервера системы; индивидуализация работы за счёт создания персональных Sage-блокнотов; организация работы с листами Sage как с объектами внутренней файловой системы; интеграция свыше 100 математических пакетов в единой Web-среде; поддержка интерфейсов коммерческих СКМ, таких как Maple, Mathematica и Matlab; выполнение на Web-страницах программ, описанных языками программирования Python, Lisp, Java и т.д.; упрощенная процедура публикации рабочих листов в сети Интернет; наличие режима совместной работы пользователей с рабочими листами; отсутствие необходимости установки специального программного обеспечения для предоставления математических текстов в естественной математической нотации; поддержка технологий Web 2.0; языковая локализация; возможность осуществления интеграции с системой дистанционного обучения. Разработана методическая система компьютеризации самостоятельной работы старшеклассников по изучению программного обеспечения математического назначения с применением технологий дистанционного обучения. Основным принципом построения авторской методической системы является объединение систем дистанционного обучения и компьютерной математики в единую деятельностную среду для поддержки учебных исследований. Представленные в работе цели и содержание самостоятельной работы старшеклассников по изучению программного обеспечения математического назначения были экспериментально реализованы в форме факультатива «Компьютерные технологии в научных исследованиях» на базе Web-СКМ Sage по смешанной модели дистанционного обучения, рекомендованного для учащихся 10-11-х классов физико-математического, технологического, естественнонаучного и универсального профилей. Экспериментальным путем была доказана эффективность разработанной методической системы компьютеризации самостоятельной работы старшеклассников по изучению программного обеспечения математического назначения с применением технологий дистанционного обучения. The research highlights and scientifically grounds the methodical techniques of organizing high school students’ self study work to master mathematically oriented software via distant learning. The main idea of author’s methodical system is a union of distance learning and computer mathematics in a complex activity-based environment to support high school student learning research. An experimental implementation of developed methodical system in the learning process been done. The result of pedagogical experiment confirming the hypothesis that organization of high school student’s self study of mathematical software based on innovative ICT promotes research skills using CAS and increases the level of study achievement in informatics. |
|
Date |
2009
|
|
Type |
Thesis
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
text text |
|
Language |
uk
uk uk |
|
Identifier |
http://lib.iitta.gov.ua/704170/1/%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A7%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/704170/2/%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%83%D1%81.pdf http://lib.iitta.gov.ua/704170/3/dis_ksv.pdf - Шокалюк, С.В. (2009) Methodical grounds of computer based approach to high school students’ self study work in the process of learning mathematically oriented software Dissertation candidate thesis, Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. |
|