Система Delphi як засіб формування ІКТ-компетентностей майбутнього вчителя інформатики початкової школи у навчанні візуального програмування
Електронна бібліотека НАПН України
View Archive InfoField | Value | |
Relation |
http://lib.iitta.gov.ua/165881/
|
|
Title |
Система Delphi як засіб формування ІКТ-компетентностей майбутнього вчителя інформатики початкової школи у навчанні візуального програмування
Система Delphi как средство формирования ИКТ-компетентностей будущего учителя информатики начальной школы в обучении визуальному программированию Delphi system as a forming tool of ICT competences future teacher of computer science in the elementary school in learning of visual programming |
|
Creator |
Петренко, С.В.
|
|
Subject |
004.42 Computer programming. Computer programs
37.01/.09 Special auxiliary table for theory, principles, methods and organization of education 378 Higher education. Universities. Academic study |
|
Description |
Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.10 – інформаційно-комунікаційні технології в освіті. – Інститут інформаційних технологій і засобів навчання НАПН України, Київ, 2016. У роботі розширена сфера застосування компетентнісного підходу в підготовці майбутнього учителя інформатики початкової школи; виділені структурні компоненти, побудована модель формування інформатично-комунікаційно-технологічних компетентностей майбутнього учителя інформатики початкової школи. Уточнено зміст понять «ІКТ-компетентності вчителя інформатики початкової школи», «навчання візуального програмування» майбутнього учителя інформатики початкової школи; удосконалено критерії сформованості ІКТ-компетентностей майбутнього учителя інформатики початкової школи з метою виявлення готовності до використання системи Delphi у професійній діяльності. Подальшого розвитку набула методика використання системи Delphi як засобу формування ІКТ-компетентностей майбутнього учителя інформатики початкової школи у навчанні візуального програмування. Сутність розробленої методики полягає в тому, що для викладу матеріалів курсу було обрано платформу LMS Moodle. Розроблена в межах дослідження методика засвідчила свою ефективність і її можна рекомендувати до впровадження у ВНЗ України для навчання зазначеної категорії студентів. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.10 – информационно-коммуникационные технологии в образовании. – Институт информационных технологий и средств обучения НАПН Украины, Киев, 2016. В работе обосновано расширение сферы применения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей информатики начальной школы; выделены структурные компоненты, построена модель формирования информатично-коммуникационно-технологических компетентностей будущего учителя информатики начальной школы. Уточнено содержание понятий «ИКТ-Компетентности», «обучение визуальному программированию» будущего учителя информатики начальной школы. В исследовании понятие ИКТ-компетентностей будущего учителя информатики начальной школы определено как способность и готовность на основе динамических комбинаций знаний, умений и навыков к выполнению педагогической деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий, а также как совокупность мотивационного, когнитивного, информационного, коммуникационного, технологического, деятельностного, рефлексивного компонентов, сформированных в процессе обучения, повышение квалификации и самообучение информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Соответственно, формирование ИКТ-компетентностей будущего учителя информатики начальной школы в процессе обучения визуальному программированию рассмотрено как система, целенаправленный педагогический процесс, вследствие которого у будущего педагога происходит повышение уровня или расширение состава компонентов предметных компетентностей, формируется способность к компетентному и комплексному применению ИКТ в профессиональной деятельности, обеспечивая тем самым профессионально-личностное развитие каждого учителя информатики начальной школы. Определена интегрирующая роль обучения визуальному программированию в подготовке будущего учителя информатики начальной школы; определена роль системы Delphі как средства формирования ИКТ- компетентностей учителя информатики в процессе обучения визуальному программированию. Проведенный анализ учебных планов дал возможность выяснить, что среди дисциплин, входящих в образовательно-профессиональную программу подготовки учителя информатики начальной школы курс «Визуальное программирование» играет важную роль, поскольку предусматривает обучение основам современного программирования, ознакомление с основными методиками программирования и освещение процесса их эволюции, рассмотрение основных положений технологии визуального программирования. В курсе применяется методика обучения программированию на примерах разработки Wіndows-Приложений, базовым языком программирования избрано Delphі – наиболее простое и вместе с тем мощное средство разработки программ. В работе усовершенствованы критерии сформированности ИКТ-компетентностей будущего учителя информатики начальной школы с целью выявления готовности к использованию системы Delphi в профессиональной деятельности. Дальнейшее развитие приобрела методика формирования ИКТ-компетентностей будущего учителя информатики начальной школы средствами системы Delphi при обучении визуальному программированию. Особенность разработанной методики состоит в том, что для изложения материалов курса была избрана платформа LMS Moodle. Разработанная в пределах исследования методика подтвердила свою эффективность и ее можно рекомендовать к внедрению в учебный процесс педагогических вузов Украины для обучения указанной категории студентов. Thesis for the degree of candidate of pedagogical science, specialty 13.00.10 – Information and Communication Technologies in Education. –Institute of Information technology and learning tools of NAPS of Ukraine, Kyiv, 2016. The author expanded the scope of competence approach in preparing future teacher of computer science in the elementary school; allocated structural components, built the model of formation informatics-communicational-technological competences of future teacher of computer science in the elementary school. We clarified the meaning of «ICT-competence of future teacher of computer science», «learning of visual programming» for future teacher of computer science in the elementary school; improved criteria for formation of the ICT competences of future teacher of computer science in the elementary school with purpose to identify ready for use Delphi system in professional activities. Further development has been the technique of using the Delphi system as a means of formation of ICT-competences of future teacher of computer science in the elementary school in teaching visual programming. The essence of the developed methodology is that LMS Moodle platform was chosen to present course materials. Developed in the survey method proved to be effective and can be recommended for introduction in Ukraine universities for training this category of students. Key words: ICT competencies, ICT competences of future teacher of computer science in the elementary school, Delphi system, «Visual programming», LMS Moodle platform. |
|
Date |
2016
|
|
Type |
Thesis
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
text text |
|
Language |
uk
uk uk |
|
Identifier |
http://lib.iitta.gov.ua/165881/1/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D0%A1.%D0%A1.%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D1%96%D1%8F.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/165881/2/%D0%92%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA%201.pdf http://lib.iitta.gov.ua/165881/5/%D0%92%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA%202%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D1%96%D1%8E%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%A1.%D0%92..pdf - Петренко, С.В. (2016) Delphi system as a forming tool of ICT competences future teacher of computer science in the elementary school in learning of visual programming Dissertation candidate thesis, Рівненський державний гуманітарний університет. |
|