Record Details

Теоретичні та методичні засади розвитку професійної освіти і навчання: результати, проблеми, перспективи

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/107211/
 
Title Теоретичні та методичні засади розвитку професійної освіти і навчання: результати, проблеми, перспективи
Теоритические и методические основы развития профессионального образования и обучения: результаты, проблемы, перспективы
Theoretical and methodological basis vet development: results, problems, prospective
 
Creator Радкевич, В.О.
 
Subject 37.01/.09 Special auxiliary table for theory, principles, methods and organization of education
377 Specialized instruction. Vocational, technical, professional training. Vocational colleges, institutes. Polytechnics
 
Description У статті висвітлено результати наукових досліджень у сфері професійної освіти і навчання, отримані в Інституті професійно-технічної освіти НАПН України впродовж 2013–2015 рр. Охарактеризовано концептуальні засади проектування змісту професійної підготовки кваліфікованих фахівців, орієнтовані на вимоги ринку праці. Розкрито методичні підходи до створення професійних і освітніх стандартів на компетентнісний основі. Наголошено на значущості методики інтегрування робітничих професій в одну – технологічно складну «укрупнену» професію на основі дослідження взаємозв’язків між видами робіт у певному полі професійної діяльності.
Обґрунтовано необхідність формування у майбутніх кваліфікованих фахівців енергоефективної компетентності шляхом впровадження в процес професійного навчання курсу «Основи енергоефективності». Зроблено висновок про те, що відкрите професійне навчання персоналу підприємств розширює можливості їхнього професійного розвитку як у своєму підприємстві, так і поза ним; оптимізує витрати і строки навчання, підвищує рівень їхньої конкурентоспроможності.
Схарактеризовано напрями діяльності професійних навчальних закладів з питань професійної орієнтації учнівської молоді на робітничі професії, вибору та реалізації професійної кар’єри. Розкрито теоретичне значення концепції і педагогічної технології формування в учнівської молоді уявлень про професійний успіх, розвиток у них відповідних особистісних і професійно важливих якостей.
Наголошено на практичній значущості розроблених в Інституті особистісно-розвивальних технологій, методики підготовки викладачів професійних навчальних закладів до їх використання в навчально-виховному процесі. Проаналізовано методичні підходи до розробки електронних підручників, відкритого інформаційно-освітнього середовища як інтегрованого, динамічного, відкритого Web-простору, функціонально спрямованого на формування електронної взаємодії між суб’єктами професійної освіти, забезпечення педагогічних, організаційних зв’язків й умов для здійснення централізованої електронної методичної підтримки навчально-виховного процесу в професійних навчальних закладах.
Зазначено, що децентралізація управління професійною освітою в ринкових умовах має ґрунтуватися на принципах: узгодження інтересів державних і місцевих органів управління; єдності регіональної та галузевої освітньої політики суспільства; пропорційності щодо фінансового забезпечення тощо. Наголошено на необхідності використання в управлінській діяльності професійних навчальних закладів маркетингового підходу. Наведено експериментальні результати діяльності маркетингової служби на базі Роменського ВПУ Сумської області: стабільний попит на освітні послуги; позитивна динаміка працевлаштування випускників; зростання надходжень від навчально-виробничої діяльності.
Розкрито значущість розробленого в Інституті програмного інформаційного ресурсу «ПРОФТЕХ» у здійсненні моніторингу діяльності органів управління професійною освітою на різних рівнях для прийняття ефективних управлінських рішень. Водночас акцентовано увагу на розвитку інформаційно-аналітичної компетентності педагогічних працівників професійних навчальних закладів. Викладено пропозиції щодо реформування існуючої професійно-технічної освіти в систему професійної освіти і навчання для забезпечення професійної підготовки кваліфікованих фахівців, затребуваних ринком праці, безперервного професійного розвитку персоналу підприємств.
В статье отражены результаты научных исследований в области профессионального образования и обучения, полученные в Институте профессионально-технического образования НАПН Украины на протяжении 2013-2015 гг. Охарактеризованы концептуальные основы проектирования содержания профессиональной подготовки квалифицированных специалистов, ориентированные на требования рынка труда. Раскрыты методические подходы к созданию профессиональных и образовательных стандартов на компетентностной основе. Отмечено значимость методики интегрирования рабочих профессий в одну – технологически сложную «укрупненную» профессию на основе исследования взаимосвязей между видами работ в определенном поле профессиональной деятельности.
Обоснована необходимость формирования у будущих квалифицированных специалистов энергоэффективной компетентности путем внедрения в процесс профессионального обучения курса «Основы энергоэффективности». Сделан вывод о том, что открытое профессиональное обучение персонала предприятий расширяет возможности их профессионального развития как на своем предприятии, так и вне его; оптимизирует расходы и сроки обучения, повышает уровень их конкурентноспособности.
Охарактеризованные направления деятельности профессиональных учебных заведений по вопросам профессиональной ориентации учащейся молодежи на рабочие профессии, выбора и реализации профессиональной карьеры. Раскрыто теоретическое значение концепции и педагогической технологии формирования у учащейся молодежи представлений о профессиональном успехе, развития у них соответствующих личностных и профессионально важных качеств.
Отмечена практическая значимость разработанных в Институте личностно-развивающих технологий, методики подготовки преподавателей профессиональных учебных заведений к их использованию в учебно-воспитательном процессе. Проанализированы методические подходы к разработке электронных учебников, открытой информационно-образовательной среды как интегрированного, динамичного Web-пространства, функционально направленного на формирование электронного взаимодействия между субъектами профессионального образования, обеспечение педагогических, организационных связей и условий для осуществления централизованной электронной методической поддержки учебно-воспитательного процесса в профессиональных учебных заведениях.
Отмечено, что децентрализация управления профессиональным образованием в рыночных условиях должна основываться на принципах: согласование интересов государственных и местных органов управления; единства региональной и отраслевой образовательной политики общества; пропорциональности финансового обеспечения и т. д. Отмечена необходимость использования в управленческой деятельности профессиональных учебных заведений маркетингового подхода. Приведены экспериментальные результаты деятельности маркетинговой службы на базе Раменского ВПУ Сумской области: стабильный спрос на образовательные услуги; положительная динамика трудоустройства выпускников; рост поступлений от учебно-производственной деятельности.
Раскрыта значимость разработанного в Институте программного информационного ресурса «Профтех» в осуществлении мониторинга деятельности органов управления профессиональным образованием на разных уровнях для принятия эффективных управленческих решений. В то же время акцентируется внимание на развитии информационно-аналитической компетентности педагогов профессиональных учебных заведений. Изложены предложения по реформированию профессионально-технического образования в систему профессионального образования и обучения для обеспечения профессиональной подготовки квалифицированных специалистов, востребованных рынком труда, непрерывного профессионального развития персонала предприятий.
The article envisages the results of the research in the field of vocational education and training obtained in the Institute of Vocational Education NAPS of Ukraine during 2013-2015 years. The conceptual basis of training content for skilled professionals focused on the requirements of the labor market are characterized. The methodological approaches to the development of professional and educational standards for competency-based are represented. It is emphasized on importance of integrating the techniques for working professionals into one - technologically sophisticated "enlarged" profession through research relationships between certain types of work in the field of professional activity.
The necessity of formation future qualified workers’ energy efficient competence in the process of teaching the course "Energy-efficiency basis" is grounded. It is concluded that the open professional training of a company personnel expands their opportunities for professional development both in the enterprise and beyond; optimizes training costs and timing, increases their competitiveness.
The author determined the activities of vocational schools for students’ vocational guidance, selection and implementation of their professional career. The theoretical value of educational technology concept and formation of youth’s perception of their professional success, their respective personal and professionally important qualities development.
It is emphasized on the practical importance of personal and developmental technologies, methods of teacher training schools for professional use in the educational process developed by the Institute. The methodological approaches to the development of electronic textbooks, public information and educational environment as an integrated, dynamic, open Web-space functionally aimed at forming electronic interaction between the subjects of vocational education, providing educational, institutional relations and conditions for centralized electronic methodical support the educational process in professional schools are analyzed.
It is noted that the decentralization of VET management under market conditions should be based on the following principles: coordination of interests of state and local governments; unity of regional and sectoral educational policy community; proportionality regarding financial security etc. The necessity to use in management of professional education marketing approach is emphasized. It represents the experimental results of marketing service in Romny High VET school of Sumy region: stable demand for educational services; positive trend of employment of graduates; increase in revenues from educational and productive activities.
The importance of software developed by the Institute information resource "PROFTEH" in monitoring the activities of management of professional education at various levels for effective management decisions is represented. However, attention is focused on the development of information-analytical competence of teaching staff in VET schools. The proposals to reform the existing vocational education in vocational education and training to ensure training of qualified specialists, labor market demand, continuous professional development of enterprises are given.
 
Publisher Міленіум
 
Date 2016
 
Type Article
PeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/107211/1/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%96%20%D1%82%D0%B0%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%96%20%D0%B7%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B8%20%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%BA%D1%83.pdf
- Радкевич, В.О. (2016) Theoretical and methodological basis vet development: results, problems, prospective Науковий вісник Інституту професійно-технічної освіти НАПН України. Професійна педагогіка (11). pp. 5-23. ISSN 2223-5752