Record Details

Соціальні норми менеджерів освіти в процесі прийняття управлінських рішень

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/166283/
 
Title Соціальні норми менеджерів освіти в процесі прийняття управлінських рішень
Социальные нормы менеджеров образования в процессе принятия управленческих решений
Social norms of education managers in decision making process
 
Creator Шаумян, О.Г.
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
304 Social questions. Social practice. Cultural practice. Way of life (Lebensweise)
 
Description Дисертацію присвячено висвітленню соціальних норм як вагомого чинника ефективності прийняття управлінських рішень менеджерів освіти, формування та прояву нормативно-ціннісного ставлення в управлінців до професійної діяльності.
Визначено особливості прояву соціальних норм менеджерів освіти в управлінській діяльності залежно від їхньої статі, віку та керівництва підрозділами за вертикальним поділом. Встановлено чинники, що впливають на негативне ставлення в управлінця до соціальних норм щодо організації прийняття рішень. Висвітлено специфіку впливу соціальних норм особистості керівника на прийняття й результативність управлінських рішень. Окреслено психологічні особливості впливу соціальних норм у рамках крос-культурного дослідження в процесі прийняття управлінських рішень на менеджерів освіти слов’янської ментальності.
За результатами емпіричного дослідження було розроблено й апробовано соціально-психологічний тренінг та запропоновано комплекс рекомендацій, який спрямований на оптимізацію протікання процесу лібералізації нормативно-ціннісного ставлення менеджерів освіти в процесі прийнятті рішень щодо ефективної і продуктивної діяльності.
В диссертации говорится о проблеме влияния социальных норм как значимого фактора эффективности принятия управленческих решений менеджерами образования, формирования и проявления нормативно-ценностного отношения управленцев к профессиональной деятельности.
В работе отмечается, что «социальная норма» - официальные и неофициальные стандарты, правила поведения, требования, пожелания, ожидания в рамках социального действия для достижения личностных целей, которые подчинены общественным целям соответственно к ценностям определенной культуры и обеспечивают формирование сплоченности общества (организации). Практическая реализация позитивных ценностей и социальных норм менеджерами образования способствует обогащению общечеловеческого и профессионального делового поведения, а также выступает значимым фактором эффективности решений, которые принимаются во время исполнения непосредственных обязанностей. Кроме того, повышается уровень общей и трудовой культуры, ее следствием есть проявление социального контроля, осуществляемого преимущественно с помощью самоконтроля. Соблюдение общих профессиональных этических требований в трудовом коллективе является существенным для принятия продуктивного управленческого решения. Показано, что важным условием качественного принятия решения руководителем является профессионализм, обусловленный признанием прав человека, способности к проявлению гуманизма, уважением, принятием психологической целостности личности.
Установлено, что принимая управленческое решение, необходимо учитывать типичные ошибки, а именно: предопределение решений эмоциями, импульсивностью; рассмотрение только позитивных вариантов; оказывать преимущество при принятии решений желаниям, допущениям, а не достоверной информации; поспешность, обусловленная дефицитом времени; неправильное толкование фактов и др.
Результаты исследования уточнили, что ценности хоть и являются основой для формирования личности, все же социальные нормы, связанные с поведением менеджера в процессе принятия управленческих решений влияют разной мерой на типы ценностей будущего и работающего руководителя как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов.
На основе результатов эмпирического исследования был разработан и апробирован социально-психологический тренинг и предложен комплекс рекомендаций, направленных на оптимизацию протекания процесса либерализации нормативно-ценностного отношения менеджеров образования в процессе принятия решений с целью эффективной и продуктивной деятельности. Экспериментально доказано, что будущим и работающим менеджерам необходимо обращать внимание на собственное развитие личности в разрезе духовности, а именно принимать во внимание моральные обязательства, стремиться к дематериализации ценностей, к полезности для организации и общества в целом. Результаты социально-психологического тренинга показали влияние двух основных критериев на потенциальную эффективность управленческих решений: 1) объективность качества решения; 2) принятие его в отношении тех, кто будет исполнять. Важнейшим фактором является построение собственной системы нормативно-ценностного отношения, раскрытие спектра навыков и умений.
This thesis is devoted to specifying social norms as an important factor influencing the effectiveness of managerial decision-making by education managers, and as defining development and manifestation of regulatory and normative values motivating managers in their professional occupation.
It defines characteristic features of manifestation of social norms of education managers in the managerial activity, depending on their gender, age and their experience in managing different units in vertical orientation. It specifies factors influencing negative attitude of managers to social norms in respect to decision making organization. The article deals with the specifics of impact of social norms inherent in managers personalities on taking managerial decisions and their effectiveness. It outlines psychological characteristics of the effect of social norms on education managers of Slavic mentality within the cross-cultural research of the decision-making process.
Based on the results of our empirical research there had been developed and tested a social-psychological training and there was made a set of recommendations aimed at optimizing the process of liberalization of regulatory and value systems defining managers’ attitude to the process of decision making as to efficient and productive activities.
 
Date 2016
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
text
text
 
Language uk
uk
uk
 
Rights cc_by_nc_nd_4
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/166283/1/%D0%A8%D0%90%D0%A3%D0%9C%D0%AF%D0%9D_%D0%B4%D0%B8%D1%81.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/166283/2/%D0%92%D0%86%D0%94%D0%93%D0%A3%D0%9A%20_%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/166283/3/%D0%B2%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA%20%D0%A8%D0%B0%D1%83%D0%BC%D1%8F%D0%BD_%D0%92%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.pdf
- Шаумян, О.Г. (2016) Social norms of education managers in decision making process Dissertation candidate thesis, Інститут психології імені Г.С. Костюка.