Record Details

Роль установки у формуванні креативного мислення юриста

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/166280/
 
Title Роль установки у формуванні креативного мислення юриста
Роль установки в формировании креативного мышления юриста
The role of setting in the formation of lawyer’s creative thinking
 
Creator Одинцова, Г.Ю.
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
34 Law. Jurisprudence
 
Description Дисертаційне дослідження присвячене розробці теоретичних засад і практичних науково обґрунтованих пропозицій щодо удосконалення практики професійно-психологічної підготовки юристів, спрямованої на формування та розвиток психологічної готовності до креативного мислення. Охарактеризовано особливості, структуру, зміст, рівні, специфічні риси пізнавальної діяльності юриста, а також доведено, що креативний характер юридичної діяльності є однією з основних її особливостей. Визначено поняття креативності як властивості когнітивного процесу. Наведено різні дефініції терміна “креативність”, розглянуто основні напрями дослідження цього поняття, найважливіші підходи до його вивчення, визначено характеристики. Розглянуто чинники, умови розвитку та психологічні детермінанти креативності. Наведено індивідуально-психологічні механізми особистості, які сприяють активації творчого мислення у процесі розв’язання пізнавальних завдань, зазначено, що сама готовність до актуалізації креативного потенціалу обумовлена сукупністю відповідних психологічних установок. Розкрито зміст установки та її роль у формуванні творчого мислення правника. Визначено провідні психологічні детермінанти формування готовності до активації креативного мислення юриста. Окреслено завдання сформувати професійно-психологічну готовність використовувати креативний потенціал, описано навчально-розвивальні заходи спрямованого впливу на мотиваційний, когнітивний та поведінковий компоненти особистості юриста. Наведено авторський “Тренінг формування креативного потенціалу юриста”; здійснено аналіз його ефективності, на підставі чого описано завдання, функції, структуру, вимоги, принципи та рекомендації щодо його застосування.
Диссертационное исследование посвящено разработке теоретических основ и практических научно обоснованных предложений, направленных на совершенствование практики профессионально-психологической подготовки юристов, нацеленной на формирование и развитие готовности к креативному мышлению. Охарактеризованы особенности познавательной деятельности юриста, определено понятие "креативность" как свойство познавательной деятельности.
Приведены различные дефиниции термина "креативность", рассмотрены основные направления исследования этого понятия, важнейшие подходы к его изучению, определены характеристики, выделены структурные компоненты, такие как мотивационно-ценностный, инновационно-технологический, индивидуально-творческий. Отмечено, что определение термина "креативность" рассматривается в русле гештальтистских, инновационных, экспрессивно-эстетических, психоаналитических, проблемных подходов.
Установлено, что ведущей деятельностью юриста выступает именно познавательная, а все остальные выполняют обеспечивающие функции. Другие структурные компоненты, к которым относится конструктивная, коммуникативная и организационная деятельность, выступают в качестве инструментальной деятельности, благодаря которой добывается и фиксируется профессионально значимая информация. Креативность выступает основой самоактуализации и творческой деятельности личности в различных сферах жизнедеятельности и является ядром его творческой активности, побуждая к новым достижениям и поискам.
Раскрыто содержание психологической установки и ее роль в формировании креативного мышления юриста. Определены ведущие психологические детерминанты формирования готовности к активации творческого мышления юриста. Установлено, что активации креативного потенциала юриста при решении им познавательных задач непосредственно предшествует соответствующая установка личности, которая детерминирует особенности течения всей деятельности.
Освещены организационные основы развития творческого потенциала юриста в системе профессионального образования. Определены пути использования учебно-развивающего тренинга формирования креативного потенциала в подготовке юриста. В ходе формирующего эксперимента была доказана эффективность разработанной авторской программы учебно-развивающего комплекса “Тренинг формирования креативного потенциала юриста”. Результаты формирующего эксперимента показали ряд положительных сдвигов ведущих личностных качеств, связанных с формированием творческого потенциала юриста.
The Dissertation is devoted to the development of theoretical foundations and practical scientifically based proposals aimed at improving the practice of professional and psychological training of lawyers focused on the formation and development of lawyer’s creative thinking settings. The peculiarities, structure, content, levels, specific feature of lawyer’s cognitive activity is characterized; it is also proved that the creative character of law activity is one of its main peculiarities. The concept of creativity as a component of cognitive process is defined. Various definitions of the term "creativity", the main areas of the term research, the most important approaches to its study and its characteristics are presented. Factors, conditions of development and psychological determinants of creativity are shown. Individual psychological mechanisms of personality that contribute to the activation of creative thinking in the process of solving cognitive tasks are pointed out. It is stated that she readiness for actualization of creative potential is specified due to appropriate psychological settings.The content of psychological setting and its role in formation of the lawyer’s creative thinking are revealed. The leading psychological determinants of forming the readiness to activate lawyer’s creative thinking are determined. The task to form the setting to use the creative potential is revealed. Educational and developmental activities aimed on motivational, cognitive and behavioural components of the lawyer’s personality are defined. The author's "Training on formation of a creative lawyer’s potential" is shown and the analysis of its effectiveness is carried out, whereby the objectives, functions, structure, requirements, principles and guidelines for its use are described.
 
Date 2016
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
text
text
 
Language uk
uk
uk
 
Rights cc_by_nc_nd_4
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/166280/1/%D0%94%D0%B8%D1%81.%D0%9E%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20pdf.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/166280/2/%D0%9E%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%9C%D0%B0%D0%B7%D1%8F%D1%80%20%281%29.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/166280/3/%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%9C%D1%96%D1%89%D0%B8%D1%85%D0%B0%20%281%29.pdf
- Одинцова, Г.Ю. (2016) The role of setting in the formation of lawyer’s creative thinking Dissertation candidate thesis, Інститут психології імені Г.С. Костюка.