Record Details

Передумови реорганізації державних трудових резервів у систему професійно-технічної освіти в середині XX ст.

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/166241/
http://ipto.kiev.ua/images/files/visnyk/scientific_bulletin_7.pdf
 
Title Передумови реорганізації державних трудових резервів у систему професійно-технічної освіти в середині XX ст.
Предпосылки реорганизации государственных трудовых резервов в систему профессионально-технического образования в середине XX в.
Precondition of state labor reserves reorganization to a system of vocational education in the middle of XX century
 
Creator Селецький, А.В.
 
Subject 314 Demography. Population studies
316 Соціологія
377 Specialized instruction. Vocational, technical, professional training. Vocational colleges, institutes. Polytechnics
93/94 History
 
Description У статті проаналізовано соціально-економічні, політичні, ідеологічні та педагогічні передумови реорганізації державних трудових резервів у систему професійно-технічної освіти наприкінці 50-х рр. XX ст. Визначено суть державних трудових резервів як специфічної, максимально централізованої, ідеологічно спрямованої, замкненої, побудованої на мобілізаційному принципі набору учнів системи підготовки робітничих кадрів напіввоєнного типу із суворо регламентованою організаційною структурою, внутрішньою організацією та безпосередніми виробничими функціями, яка на певному етапі історичного розвитку відповідала запитам тогочасного виробництва.
Розкрито головні ознаки трудових резервів як освітньо-педагогічної системи з виробничими функціями, що характеризувалася мінімізацією типів освітніх закладів, вузькою номенклатурою напрямів підготовки, уніфікацією змісту, форм і методів навчання, використанням авторитарно-силових засобів виховання, надзвичайною централізацією та регламентацією управління в поєднанні з командно-адміністративними методами його здійснення, повним матеріально-технічним та навчально-методичним державним забезпеченням. Проаналізовано суть причин, що спричинили певне гальмування розвитку продуктивних сил суспільства, розкрито напрями, характер та рівень змін, яких вимагали завдання подальшого розвитку української економіки від держави та її педагогічної галузі щодо створення нової системи професійної підготовки власного виробничого потенціалу та запровадження нової системи – професійно-технічної освіти. Обґрунтовано десять головних чинників, які зумовили необхідність запровадження кількісних і якісних змін у системі професійної підготовки кваліфікованих робітників у СРСР та України всередині минулого століття.
В статье проанализированы социально-экономические, политические, идеологические и педагогические условия реорганизации государственных трудовых резервов в систему профессионально-технического образования в конце 50-х годов XX в.
Определена сущность государственных трудовых резервов как специфической, максимально централизованной, идеологически направленной, замкнутой, построенной на мобилизационном принципе набора учащихся системы подготовки рабочих кадров полу- военного типа со строго регламентированной организационной структурой, внутренней организацией и непосредственными производственными функциями, которая на опред- еленном этапе исторического развития отвечала запросам тогдашнего производства.
Раскрыты главные признаки трудовых резервов как образовательно-педагогической системы с производственными функциями, которая характеризовалась минимизацией типов образовательных учреждений, узкой номенклатурой направлений подготовки, уни- фикацией содержания, форм и методов обучения, использованием авторитарно-силовых средств воспитания, чрезвычайной централизацией и регламентацией управления в со- четании с командно-административными методами его осуществления, полным матери- ально-техническим и учебно-методическим государственным обеспечением.
Проанализирована сущность причин, повлекших определенное торможение развития производительных сил общества, раскрыты направления, характер и уровень изменений, которых требовали задачи дальнейшего развития украинской экономики от государства и его педагогической отрасли по созданию новой системы профессиональной подготовки собственного производственного потенциала и создания системы профессионально-технического образования.
Обосновано десять главных факторов, обусловивших необходимость внедрения количественных и качественных изменений в системе профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в СССР и Украины в середине прошлого столетия.
Профессионально-техническое образование определено как более прогрессивная система профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по сравнению с предыдущей образовательно-производственной системой. Доказано, что ее создание было обусловлено экстенсивным типом развития экономики бывшего СССР, низким уровнем производительности труда в народнохозяйственном комплексе страны, относительно стабильное функционирование которого зависело от подготовки большего числа работников различной квалификации.
The article analyzes socio-economic, political, ideological, and pedagogical conditions of state labor reserves reorganization to a system of vocational education in the late 50-s of XX century. The essence of state labor reserves as a specific, maximally centralized, ideologically aimed, self-contained, and built on mobilization principle of students’ admission system as regards training the half-military type labor having strictly regulated organizing structure, inward organization, and direct production functions; the system that at a certain stage of historical development met requirements of the time manufacturing is defined.
The author reveals main indicators of labor reserves being an educational-and-pedagogical system with production functions characterized by minimizing the types of educational institutions, narrow range of training lines, unification of content, training forms and methods, use of authoritarian educational means, extreme management centralization and regulation together with administrative command methods, full logistical and methodological state support.
The very nature of factors which caused definite hindering for society’s efficient power is analyzed. Trends, character, and rate of changes determined by objectives as to further advance of Ukraine’s economy and pedagogy depending on creation of a new own labor potential’s vocational training system and a new system introduction, specifically vocational education are revealed.
Ten main factors that stipulated the need of establishing quantitative and qualitative alterations in the system of skilled workers training in the Soviet Union and Ukraine in the middle of the last century are proved.
Vocational education is defined as a more progressive system of skilled workers training compared to the previous educational-and-production system. It is shown that its creation was determined by extensive type of the former Soviet Union’s economic development, low rate of work’s productivity in the state’s national economic complex whose relatively stable operation depended on producing the majority of workers of different qualifications.
 
Publisher Інститут професійно-технічної освіти НАПН України
 
Date 2014
 
Type Article
PeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/166241/1/stattya2.pdf
- Селецький, А.В. (2014) Precondition of state labor reserves reorganization to a system of vocational education in the middle of XX century Науковий вісник Інституту професійно-ткхнічної освіти НАПН України. Професійна педагогіка, 7. pp. 87-93. ISSN 2223-5752