Record Details

Соціально-психологічні особливості атестації керівників сфери державного управління

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/166025/
 
Title Соціально-психологічні особливості атестації керівників сфери державного управління
Социально-психологические особенности аттестации руководителей сферы государственного управления
Socio-Psychological Peculiarities of Managers’ Evaluation in the Field of Public Administration
 
Creator Медвідь, Н.П.
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
35 Public administration. Government.
 
Description Дисертацію присвячено теоретичному обґрунтуванню та емпіричному визначенню соціально-психологічних особливостей атестації керівників сфери державного управління. Представлено у комплексі та узагальнено підходи до атестації державних службовців. Поглиблено уявлення про атестацію працівників з точки зору соціальної психології. Виявлено та узагальнено соціально-психологічні проблеми атестації державних службовців, зокрема керівників. Розроблено соціально-психологічну модель атестації керівника сфери державного управління. Емпірично визначено соціально-психологічні особливості та чинники атестації держслужбовців-керівників, відповідність керівників соціальним очікуванням, узгодженість оцінок суб’єктів атестації. Розроблено та емпірично апробовано технологію соціально-психологічної атестації керівників сфери державного управління. Вперше запропоновано і використано для атестації керівників середньої ланки сфери державного управління індекс професійної компетентності керівника, який об’єднує множини його самооцінок та оцінок експертів різного посадового статусу і враховує ступінь узгодженості цих оцінок.
Диссертация посвящена теоретическому обоснованию и эмпирическому определению социально-психологических особенностей аттестации руководителей сферы государственного управления.
Углублено представление об аттестации работников с точки зрения социальной психологии. Подчеркнуто, что аттестация как особый вид оценки личности является социально-психологическим феноменом. Выяснено, что: а) аттестацию государственных служащих осуществляют методами экспертной оценки, самооценки, собеседования; б) оценщик и оцениваемый являются субъектами межличностного взаимодействия; в) самооценка личности как представление о себе формируется через представление о другом, где задействованы механизмы социальной перцепции; г) экспертные оценки являются формой проявления общественного мнения, которое способствует социализации личности.
Установлено, что аттестация государственных служащих сопровождается: а) феноменом межличностной обратной связи, которая является формой социального контроля, составляющей коммуникативного, перцептивного и интерактивного сторон общения; б) феноменом групповых (социальных) представлений людей друг о друге, которые образуются в процессе общения и взаимодействия и способствуют развитию самосознания личности; в) стимулами (которые выступают в качестве обратной связи относительно потребностей, интересов и целей оцениваемого служащего; являются специфической формой реализации социальных норм и др.).
Впервые раскрыто содержание понятия «социально-психологическая аттестация руководителя» как особого вида аттестации руководителя с использованием социально-психологических методов с целью его профессионально-личностного развития. Разработана и обоснована социально-психологическая модель аттестации руководителя сферы государственного управления. Утверждается, что аттестация государственного служащего является формой взаимодействия субъектов социальных отношений с целью выявления уровня и возможностей его профессионально-личностного развития средствами обратной связи, самооценки, вычисления степени согласованности оценок субъектов аттестации, степени соответствия служащего социальным ожиданиям на основе личностного и деятельностного параметров оценки.
Выявлены и обобщены социально-психологические проблемы аттестации государственных служащих, в том числе руководителей, и предложены пути их решения. Эти проблемы представлены на трех уровнях: микроуровне (уровне личности государственного служащего), мезоуровне (уровне органа государственного управления) и макроуровне (уровне общества).
Эмпирически определены психологические факторы аттестации госслужащих-руководителей. Утверждается, что должностной статус, стаж государственной службы и пол субъектов аттестации являются психологическими факторами аттестации руководителей сферы государственного управления.
Эмпирически определено соответствие госслужащих-руководителей социальным ожиданиям по результатам их аттестации, а также выявлена закономерность, что с ростом должностного статуса субъекта аттестации снижаются его оценки соответствия руководителей социальным ожиданиям.
Установлено, что при аттестации госслужащих-руководителей степени согласованности оценок субъектов оценивания на уровне «руководитель – подчиненные» и уровне «руководитель – коллеги и высшее руководство» статистически значимо не различаются, однако множества самооценок руководителей больше согласуются с оценками коллег и высшего руководства, чем с оценками подчиненных, которые склонны давать завышенные оценки своим руководителям.
Разработана и эмпирически апробирована технология социально-психологической аттестации руководителей сферы государственного управления. Диагностический компонент технологии основан на авторской одноименной методике. Впервые предложено и использовано для аттестации руководителей среднего звена сферы государственного управления индекс профессиональной компетентности руководителя, который объединяет множества его самооценок и оценок экспертов разного должностного статуса и учитывает степень согласованности этих оценок.
The dissertation is dedicated to the theory and empirical definition of socio- psychological peculiarities of evaluating managers in the field of public administration. Approaches to the evaluation of public servants are presented in complex. The notion of employee evaluation is detailed from the point of view of social psychology. Socio-psychological issues of evaluating public servants are highlighted. A socio-psychological model of evaluation of managers in the field of public administration is developed. Empirical evidence is presented on socio-psychological peculiarities and factors of evaluating managers in public administration, the correspondence of managers to social expectations, and the consistency of employee assessments. The method of socio-psychological evaluation of a public administration manager is developed and empirically proven. An index of professional competence of mid-level public administration managers is proposed and used for the first time for evaluation purposes. The index combines self-assessment and the evaluation of experts occupying different positions and takes into account the degree of consistency of these assessments.
 
Date 2016
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
text
text
 
Language uk
uk
uk
 
Rights cc_by_nc_nd_4
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/166025/3/Dis_Medvid.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/166025/1/%D0%92%D0%86%D0%94%D0%93%D0%A3%D0%9A__%D0%94.%D0%86.%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8F.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/166025/2/%D0%92%D0%86%D0%94%D0%93%D0%A3%D0%9A_%D0%9E.%D0%86.%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%87%D1%83%D0%BA.pdf
- Медвідь, Н.П. (2016) Socio-Psychological Peculiarities of Managers’ Evaluation in the Field of Public Administration Dissertation candidate thesis, Інститут психології імені Г.С. Костюка.