Record Details

Методика використання технологій віртуального класу вчителем в організації індивідуального навчання учнів

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/107253/
 
Title Методика використання технологій віртуального класу вчителем в організації індивідуального навчання учнів
Methodology to use the virtual class technology by the teacher for individual student training
Методика использования технологий виртуального класса учителем в организации индивидуального обучения учеников
 
Creator Литвинова, С.Г.
 
Subject 37.01/.09 Special auxiliary table for theory, principles, methods and organization of education
37.09 Organization of instruction
373 Kinds of school providing general education
 
Description Дисертаційна робота є теоретико-експериментальним дослідженням про-блеми навчання учнів, які за тривалою хворобою не відвідують школу.
У дисертації теоретично обґрунтовано, розроблено і описано модель віртуального класу, розроблено методику використання технологій віртуального класу для організації індивідуального навчання учнів; проведено аналіз поняття “віртуальний клас”, “індивідуальне навчання”, “ІКТ-компетентність вчителів”, “технології віртуального класу”; розроблено структуру ІКТ-компетентностей вчителів-предметникыв, дістало подальшого розвитку теорія ознак структури комп’ютерно орієнтованого навчального середовища, критерії формування ІКТ-компетентностей вчителів-предметників загальноосвітніх навчальних закладів.
Загальні результати проведеного експерименту підтверджують викладену у дисертації гіпотезу та є підґрунтям для висновку: розроблена авторська модель віртуального класу вчителя є ефективною і заслуговує на впровадження у навчально-виховний процес загальноосвітніх навчальних закладів.
The thesis is a theoretical and experimental research of learning problem to children who don't attend school durable time. It is devoted to reason to use the virtual class technology by the teacher for individual student training.
There are theoretical approaches to the virtual class formation are studied, the thesis subject foreign sources analysis is carried out and it is concluded that the virtual classes are more and more popular abroad, however scientists usage of the virtual classes is researched insufficiently.
The analysis of terms “virtual”, “the virtual class”, “technologies of the virtual class”, “individual training”, “and training individualization” is carried out.
Structure of ICT competence teacher is developed, criteria ICT competence framework is generalized, ICT competence teacher assessment questionnaires are developed in research.
Practical results of the research are: developed methodology is deployed at high school. It includes: guidelines to use virtual class, the requirements to lesson and, binary lessons technique etc.
Диссертация является теоретико-экспериментальным исследованием проблемы обучения учащихся, которые из-за продолжительной болезни не посещают школу и обоснованию использования технологий виртуального класса учителями в организации индивидуального обучения учащихся.
Анализ научных и литературных источников показал, что практика отечественных и зарубежных ученых отражает поиск путей совершенствования системы предоставления образовательных услуг позволил понять сущность и особенности технологий виртуального класса как действенной формы осуществления учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Подключение школ и домашних компьютеров учеников к сети Интернет обусловило использование технологий виртуального класса в организации индивидуального обучения учащихся.
В процессе рассмотрения особенностей организации индивидуального обучения учащихся установлено, что технологии дистанционного обучения в общеобразовательных учебных заведениях используются недостаточно из-за отсутствия материально-технической базы и соответственно подготовленных педагогов и учащихся, установлено, что технологии дистанционного обучения не обеспечивают непосредственного интерактивного взаимодействия педагог-ученик, что необходимо учащимся школьного возраста.
В диссертации теоретически обоснованы и разработаны модель и методика использования технологий виртуального класса в организации индивидуального обучения учеников, проведен анализ понятий “виртуальный класс”, “технологии виртуального класса”, “индивидуальное обучение”, ”ИКТ-компетентность учителей”, разработана структура ИКТ-компетентностей учителей, критерии формирования ИКТ-компетентностей учителей-предметников общеобразовательных школ, получила дальнейшее развитие теория признаков структуры компьютерно ориентированной учебной среды.
Осуществлен анализ интерактивных возможностей сервисов: WiZiQ (www.wiziq.com), BigBlueButton (www.bigbluebutton.org), Adobe Connect Pro (www.adobe.com), DimDim (www.dimdim.com), V-сlass.ru (www.v-class.ru) по критериям: возможности участников, форматы документов, поддерживаемых системой которые могут использоваться на ”классной” доске, язык интерфейса, плата за пользование, количество участников, проведение опросов, тестирование, запись урока. Определено, что оптимальным сервисом для использования в учебной деятельности выступает WiZiQ, который позволяет неограниченное бесплатное использование как учениками, так и учителями.
Интегральный эффект от использования технологий виртуального класса основывается на положениях: ученик, который не может посещать школу, интегрируется в учебный процесс и становится активным его участником (отвечает на уроке, поднимает руку, пишет ответы на доске); количество часов на обучение по индивидуальному плану минимально - технологии виртуального класса позволяют увеличить количество часов на изучение базовых предметов без дополнительных финансовых расходов при формировании мини-групп (2-3 ученика); во время карантинов обеспечивает непрерывный учебно-воспитательный процесс; дети, находящиеся на длительном лечении, могут активно работать со своим классом, не выходя из дома или больницы; для учителей и учащихся весомым является экономия на транспортных расходах, существенная экономия времени, реальная легализация обучения маленьких украинцев, которые находятся с родителями за границей и т.д. Экспериментально проверены и расширены возможности виртуального класса: для активизации познавательной деятельности одаренных учащихся, для работы в проектах (школьных, районных, городских, всеукраинских, международных), привлечение к обучению учащихся носителей иностранного языка.
Практическое значение диссертационной работы заключается в том, что разработанная методика доведена до практической реализации в виде методических рекомендаций, программы тренингов для администрации школ, учителей, учащихся, системных администраторов, требований к дидактическим материалам, используемым в виртуальном классе; критерии формирования ИКТ - компетентностей использованы при аттестации общеобразовательных учебных заведений.
Общие результаты проведенного эксперимента подтверждают изложенную в диссертации гипотезу, и является основой для заключения: разработана эффективна авторская модель использования технологий виртуального класса, которая заслуживает внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.
 
Publisher Київський університет імені Бориса Грінченка
 
Date 2011
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/107253/1/aref%20Lytvynova%20S.pdf
- Литвинова, С.Г. (2011) Methodology to use the virtual class technology by the teacher for individual student training Dissertation candidate2 thesis, Інститут інформаційних технологій і засобів навчання.