Record Details

Психологічні особливості громадянської компетентності майбутніх фахівців соціономічного профілю

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/107208/
 
Title Психологічні особливості громадянської компетентності майбутніх фахівців соціономічного профілю
Психологические особенности гражданской компетентности будущих специалистов социономического профиля
Psychological characteristics of civic competence of future specialists of socionomy professions
 
Creator Борець, Ю.В.
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
304 Social questions. Social practice. Cultural practice. Way of life (Lebensweise)
 
Description Дисертаційне дослідження присвячене вивченню психологічних особливостей громадянської компетентності майбутніх фахівців соціономічних професій – психолога і юриста. Теоретично встановлено, що самоздійснення особистості, як і громадянська компетентність, значною мірою пов’язуються з уміннями й навичками людини орієнтуватися в основних сферах життєдіяльності – правовій, моральній, економічній, екологічній.
Представлено авторську теоретичну модель громадянської компетентності фахівців соціономічного профілю, яка включає основні компетенції: суспільно-пізнавальну, нормативно-регулятивну та поведінково-діяльнісну.
Емпірично досліджено критерії сформованості громадянської компетентності майбутніх психологів та юристів. Здійснено порівняльний аналіз результатів за статевими відмінностями. Визначено кореляційні зв’язки і залежності між компетенціями громадянської компетентності, контурно окреслено соціально-психологічні проблеми та протиріччя.
В диссертационной работе представлен анализ научно-теоретических концепций и подходов к изучению проблемы гражданской компетентности в отечественной и зарубежной психологической науке. Установлено, что самоутверждение личности на жизненном пути развития, как и гражданская компетентность, в значительной степени обусловливается умениями и навыками человека ориентироваться в основных сферах жизнедеятельности – правовой, экономической, моральной, экологической. Существующий опыт в организации такой практики в образовательном процессе не обеспечивает должным образом формирования гражданских компетенций выпускников ВУЗов.
Показано, что компетентность в последнее время изучается с разных позиций не только по сферам применения (социальная, индивидуально-психологическая, профессиональная), по предметной направленности (философская, педагогическая, психологическая), но и по разным научно-теоретическим подходам (деятельностный, бихевиориальный, когнитивный, гуманистический и др.). Отмечено, что во всех подходах компетентность понимается с позиций системности в организации психики как интегрированное качество личности, которое обеспечивает результативность ее поведения и деятельности.
В диссертации обосновывается методологическая основа исследования, разрабатывается теоретическая модель гражданской компетентности, которая включает основные компетенции: общественно-познавательную, нормативно-регулятивную и поведенчески-деятельностную, что позволило осуществить эмпирическое исследование особенностей гражданской компетентности будущих специалистов социономических профессий – психологов и юристов, а также установить корреляционные связи между компетенциями гражданской компетентности.
Показано, что гражданская компетентность в значительной степени обусловлена уровнем зрелости познавательной сферы личности. По содержанию составляющие психологической проницательности в социальной перцепции (общественно-познавательная компетенция) оказались на уровне низко выраженных показателей и очень диспропорциональными в их количественных соотношениях. Психологические механизмы социальной перцепции более выразительно представлены у будущих психологов, чем у юристов. Представители будущих специалистов, взятых к рассмотрению социономических профессий, в психологическом отражении общественного взаимодействия далеки от целостности субъективного образа мира, не проявляют гибкости в интерпретациях, не проницательны, часто предубеждены, пристрастны, не критические. Психометрическими методами установлено, что общая рефлексия проявляет незначительный потенциал развития, не достигая даже половины возможностей.
Определено, что нормативно-регулятивная компетенция по проявлению моральности является достаточно определенной, и психологи, и юристы в поведении и деятельности ориентируются на моральные принципы гражданского взаимодействия. Ведущими в реализации морали и этики для будущих психологов выступает «Я-концепция», для будущих юристов – познавательная сфера. В юридическо-правовой сфере нормативно-регулятивная компетенция гражданской компетентности в целом проявляет недостаточный уровень развития. По мнению будущих юристов, общественные взаимоотношения должны регулироваться, правовыми нормами и внутренними убеждениями граждан, а с точки зрения психологов – по большей части межличностным доверием и моральными принципами.
В поведенчески-деятельной компетенции психологические диспозиции моральных мотивов и ценностей превалируют над экономическими и материальными, при этом для будущих специалистов социономического профиля мужского пола характерными являются признания экологических проблем регионального уровня, а вот специалисты женского пола, по большей части психологи, обеспокоенны более глобальными экологическими изменениями среды. Однако, студенчество социономического профиля не имеет соответствующих навыков и знаний включения в цивилизованные способы защиты и сохранения экологии. Экономическая составляющая поведенческой компетенции в основном находится на среднем уровне во всех сравниваемых группах за исключением будущих юристов женского пола.
Корреляционные плеяды компетентностных шкал в большинстве своем рассредоточены с умеренно выраженными объемами фракций, где практически невозможно выделить ядерные комплексы как интегрированные в целостные объединения компетенций. Только у женщин-психологов обнаруживается системообразующий фактор (экологические смысло-ценностные ориентации), благодаря которым корреляционная плеяда обретает черты структурированности, внутренней организованности, логичной целостности.
The thesis is devoted to the study of psychological characteristics of civic competence of future specialists of socionomy professions such as a psychologist and a lawyer. It is found that the personality’s self-realization and civic competence as well are mostly associated with human abilities and skills to understand the basic areas of life activity such as legal, moral, economic, environmental.
The author presents the theoretical model of civic competence of future specialists of socionomy professions which includes the basic competencies: social and cognitive, normative and regulatory, behavioral and activity.
The criteria of forming civic competence of future psychologists and lawyers have been studied empirically. The comparative analysis of the results by sex differences has been done. Correlation ties and dependencies between competencies of civic competence have been determined, social and psychological problems and contradictions have been outlined.
 
Date 2016
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
text
text
 
Language uk
uk
uk
 
Rights cc_by_nc_nd_4
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/107208/3/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D1%96%D1%8F%20%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86%D1%8C.PDF
http://lib.iitta.gov.ua/107208/1/%D0%B2%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA%20%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%86%D1%8C%D0%BA%D0%B0.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/107208/2/%D0%B2%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA%20%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%97%D0%B2%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%B0.pdf
- Борець, Ю.В. (2016) Psychological characteristics of civic competence of future specialists of socionomy professions Dissertation candidate thesis, Чернігівський національний педагогічний університет імені Т.Г. Шевченка.