Record Details

Психологія розвитку та реалізації життєвого потенціалу суб'єкт

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/107196/
 
Title Психологія розвитку та реалізації життєвого потенціалу суб'єкт
Психология развития и реализации жизненного потенциала субъекта
The psychology of development and realization of a subject’s life potential.
 
Creator Левіт, Л. З.
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
304 Social questions. Social practice. Cultural practice. Way of life (Lebensweise)
 
Description У дисертації розглядається життєвий потенціал людини-суб'єкта. Розроблено і використано багаторівневу теоретичну концепцію, в якій розвиток і реалізація життєвого потенціалу визначається взаємодією двох систем – «Егоїзму» (на найвищому рівні свого розвитку він постає індивідуалізмом) і «Особистісної Унікальності». Відповідно, процес індивідуальної «самореалізації» розглядається з двох сторін: з боку наявного (головним чином, вродженого) потенціалу, таланту («само»), і з боку прагнення і можливостей індивіда до його продуктивного втілення в життя («реалізації»).
Продемонстровано інтегративні й уточнювальні можливості нової концепції щодо ряду теорій загальної та позитивної психології. Систематизовано ряд понять з неясними межами, які широко використовуються в гуманітарних науках і повсякденному спілкуванні.
Розроблено кілька груп методик, що дозволяють діагностувати компоненти життєвого потенціалу, досліджувати його процесуальну динаміку, а також сприяти його усвідомленню і посиленню за допомогою певних вправ. Продемонстровано зв'язок компонентів життєвого потенціалу людини з поняттями «щастя», «сенс», «індивідуальність» тощо.
В диссертации рассмотрен жизненный потенциал человека. Автор в целом следует эвдемоническому подходу, принятому в современной позитивной психологии, который позволяет связать жизненный потенциал и его реализацию с достижением счастья – высшей и конечной ценности человеческого существования.
Разработана и апробирована многоуровневая теоретическая концепция,
в которой развитие и реализация жизненного потенциала индивида определяется взаимодействием двух систем – «Эгоизма» (выступающего на высшем уровне своего развития как индивидуализм) и «Личностной Уникальности».
Соответственно, процесс индивидуальной «самореализации» рассматривается с двух сторон: со стороны имеющегося (главным образом, врожденного) потенциала, таланта («само») и со стороны стремления и возможностей индивида по его продуктивному воплощению в жизнь («реализации»).
Двусистемное и многоуровневое построение концепции, обеспечивая диалектичность и многосторонность подхода к проблеме составляющих развития жизненного потенциала и его реализации, позволяет в то же время существенно продвинуться в разработке ряда теоретических проблем, касающихся темы предпринятого исследования.
Продемонстрированы интегративные и уточняющие возможности новой концепции в отношении ряда теорий общей и позитивной психологии. Систематизирован ряд понятий с неясными границами, широко использующихся в гуманитарных науках и повседневном общении.
В экспериментально-практической области разработаны методики, позволяющие диагностировать компоненты жизненного потенциала, исследовать его процессуальную динамику, а также способствовать его осознаванию и усилению с помощью определенных упражнений. Дифференциация понятия «эгоизм» и введение его качественно различных уровней в ЛОКС создает неоднозначную картину его взаимосвязей с «эмоциональным выгоранием». «Базовый» эгоизм человека положительно связан с симптомами эмоционального выгорания. В то же время «высший» эгоизм индивида, как и ощущаемый им внутренний потенциал (личностная уникальность), отрицательно связаны с выгоранием и положительно – с личными достижениями. Таким образом, реализация жизненного потенциала является основным фактором, препятствующим выгоранию специалиста.
Три авторских исследования жизненного потенциала и процесса его реализации, впервые проведенные с помощью методов выборки переживаний (ESM), позволили установить, что в ситуациях, отнесенных, на основании реакций испытуемых, к «потоковым», имело место повышение практически всех показателей анкеты, а не двух-трех шкал, как это изначально предполагалось.
Разработанные практические приложения («Эвдемонический Тренинг», «Терапия Личностной Уникальностью») позволяют в сравнительно небольшой промежуток времени (пять-десять недель) усилить ощущение индивидом своего внутреннего потенциала, что впоследствии приводит к полезным изменениям в образе жизни и профессиональной деятельности.
The paper regards the issues of a person’s (subject’s) life potential. The author has elaborated and applied the multilevel theoretical conception where the development and realization of a person’s life potential is determined by interaction of two systems – «Egoism» (which at the highest level of its development is treated as Individualism) and «Personal Uniqueness». Accordingly, the process of an individual self-realization is regarded from two points of view: from the inner (mostly inborn) potential, talent («self») and from the person’s will and abilities for its productive implementation («realization»).
The author demonstrates a number of integrative and specifying opportunities of the new model in comparative analysis with some theories of general and positive psychology. A number of concepts with unclear borders, which are widely used in humanitarian sciences as well as in daily contact, is systematized.
Several groups of practical methods, which enable to diagnose life potential, are elaborated. Some of them give the opportunity to investigate the process of self-realization, while the others – to strengthen life potential with the help of special exercises. The author demonstrates the connection between life potential and such terms as «meaning», «happiness», «individuality» etc.
 
Date 2016
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
text
text
text
 
Language uk
uk
uk
uk
 
Rights cc_by_nc_nd_4
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/107196/3/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/107196/1/%D0%92%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA_%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/107196/2/%D0%92%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA_%D0%A0%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/107196/4/%D0%92%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA_%D0%9F%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%87%D0%B0.pdf
- Левіт, Л. З. (2016) The psychology of development and realization of a subject’s life potential. Masters thesis, Інститут психології імені Г.С. Костюка.