Record Details

Психологічні умови становлення соціального статусу молодшого школяра.

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/107194/
 
Title Психологічні умови становлення соціального статусу молодшого школяра.
Психологические условия становления социального статуса младшего школьника
Psychological conditions of formation of a junior schoolchild's social status
 
Creator Москаленко, Л.С.
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
304 Social questions. Social practice. Cultural practice. Way of life (Lebensweise)
373 Kinds of school providing general education
 
Description У дисертації здійснено теоретичне узагальнення та нове практичне вирішення наукового завдання вивчення психологічних умов становлення соціального статусу молодшого школяра, представлено матеріали теоретичного аналізу різних аспектів вивчення поняття “соціальний статус особистості”, на основі якого обґрунтовано психологічну модель становлення соціального статусу молодшого школяра. Виявлено психологічні умови становлення соціального статусу молодшого школяра, якими виступають сформованість та узгодженість соціальної ідентичності та соціальної позиції школяра. Визначено, що загалом другокласникам притаманне протиріччя між соціальною ідентичністю школяра та соціальною позицією, що виявляється в його недостатньому розумінні та прийнятті; в учнів четвертого классу соціальна ідентичність та соціальна позиція набувають узгодженості. Підтверджено, що протиріччя у системі соціальної ідентичності і соціальної позиції особистості утруднюють процес засвоєння рольової поведінки школяра у другокласників і, навпаки, сприяють становленню соціального статусу школяра у четверокласників. Розроблено та апробовано авторську програму психологічного супроводу процесу становлення соціального статусу молодших школярів на основі позитивної психотерапії Н.Пезешкіана. Доведено ефективність розробленої програми, яка реалізувалася в двох напрямах: через покращення зовнішніх умов задавання статусу шляхом просвітницько-консультативної та профілактично-розвивальної роботи з педагогами і батьками молодших школярів і розвиток внутрішніх умов шляхом корекційно-розвивальної роботи з учнями.
Диссертация посвящена исследованию психологических условий становления социального статуса младшего школьника. В работе представлен теоретический анализ научных подходов к изучению проблемы социального статуса личности и условий, определяющих его становление. Разработана психологическая модель становления социального статуса младшего школьника. Показано, что внешними условиями становления социального статуса младшего школьника являются вхождение ребенка в школьную социально-нормативную среду, которая задает требования к социальной роли школьника и обеспечивает условия для ее реализации; влияние референтных групп, транслирующих описания ролевого поведения, требований к нему, его оценки и примененных санкций, что обеспечивает их полноту, адекватность и непротиворечивость. Внутренними (собственно психологическими) условиями становления социального статуса младшего школьника являются сформированность и согласованность социальной позиции и социальной идентичности младшего школьника, а также их отдельных компонентов. Основным объективным критерием становления социального статуса младшего школьника является качество исполнения ним социальной роли: успешность реализации деятельности, обусловленной социальным статусом, и отношение других участников совместной деятельности и общения к личности как носителю социального статуса школьника. С помощью многомерных методов статистического анализа эмпирических данных выявлены группы младших школьников по показателям успешности освоения ими социальной роли школьника (уровню учебной успеваемости, социометрическому статусу в классе, оценке педагогом выполнения ребенком прав и обязанностей школьника). Констатировано, что на протяжении начальной школы происходят существенные изменения в становлении социальной позиции и социальной идентичности школьников. Выявлено у учащихся второго класса противоречие между социальной идентичностью школьника (осознанием своего социального статуса с приданием ему существенной значимости и актуальности) и социальной позицией (недостаточной полнотой и адекватностью представлений о собственном социальном статусе и его негативной эмоциональной оценкой).
Эмпирически доказано, что к концу начальной школы соотношение социальной позиции и социальной идентичности младшего школьника изменяется: хотя актуальность социальной роли школьника чуть снижается, представления о социальном статусе становятся достаточно полными и адекватными, он приобретает эмоциональную привлекательность. В то же время, доказано, что успешность становления социального статуса школьника во втором классе достигается именно при условии согласованности социальной позиции и социальной идентичности личности, а в четвертом классе, наоборот, предполагает наличие противоречий. Разработана и апробирована авторская программа психологического сопровождения процесса становления социального статуса младшего школьника на основе позитивной психотерапии Н.Пезешкиана. Доказана эффективность разработанной программы, которая реализовалась в двух направлениях: через улучшение внешних условий социального статуса путем просветительско-консультационной и профилактически-развивающей работы с педагогами и родителями младших школьников и развитие внутренних условий путем коррекционно-развивающей работы с учениками.
In the dissertation the theoretical generalization and new practical solution of the problem of scientific research of the psychological conditions of formation of a junior schoolchild's social status are made, the materials of the theoretical analysis of various aspects of the study of social status are given, psychological model of formation of a junior schoolchild's social status are presented. Psychological conditions of development of a junior schoolchild’s social status have been identified, which are the maturity and congruence of the social identity and social position of a schoolchild. It is defined that second-graders generally have a discrepancy between a schoolchild’s social identity and social position, which is expressed in its inadequate understanding and acceptance; the social identity and social position of fourth-graders become consistent. It is confirmed that the contradictions in the system of social identity and social position complicate the process of formation of a junior schoolchild's social status on second year of studying and, on the contrary, contribute a junior schoolchild’s social status formation on the fourth year.
The author's program based on positive psychotherapy by N.Peseschkian for improvement of the psychological conditions of formation of schoolchildren's social status is created and tested successfully. The program consists of two parts: improving external conditions of social status formation (preventive, educational, consultative and developing work with parents and teachers) and development of internal conditions (developing and correctional work with junior schoolchildren).
 
Date 2016
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
text
text
 
Language uk
uk
uk
 
Rights cc_by_nd_4
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/107194/3/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D1%96%D1%8F_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D0%9B.%D0%A1..pdf
http://lib.iitta.gov.ua/107194/1/%D0%B2%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA_%D0%94%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/107194/2/%D0%92%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA_%D0%9A%D1%96%D0%BA%D1%96%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%96.pdf
- Москаленко, Л.С. (2016) Psychological conditions of formation of a junior schoolchild's social status Dissertation candidate thesis, Інститут психології імені Г.С. Костюка.