Культуродоцільні тенденції в практиці надання психологічної допомоги
Електронна бібліотека НАПН України
View Archive InfoField | Value | |
Relation |
http://lib.iitta.gov.ua/107191/
|
|
Title |
Культуродоцільні тенденції в практиці надання психологічної допомоги
Культуросообразные тенденции в практике оказания психологической помощи Culturally Appropriate Trends in Psychological Counselling |
|
Creator |
Федько, Світлана Леонідівна
|
|
Subject |
1 Philosophy. Psychology
304 Social questions. Social practice. Cultural practice. Way of life (Lebensweise) |
|
Description |
У дисертації представлено теоретичний аналіз проблеми соціокультурної зумовленості практики надання психологічної допомоги й емпіричне вивчення особливостей репрезентації вказаного феномену у професійній свідомості практикуючих психологів. Здійснено комплексний аналіз існуючих поглядів на проблематику психологічного консультування в контексті культури, що передбачає зумовленість специфіки ведення консультативного процесу соціокультурним середовищем. Визначено й охарактеризовано основоположні принципи й умови побудови культуродоцільних моделей психологічного консультування, основним серед яких є звернення до філософсько-аксіологічного виміру культур. З’ясовано, що особливості спрямованості соціокультурного змісту роботи психологів-практиків визначаються двома культуродоцільними тенденціями – індигенізацією та універсалізацією – експліцитність та імпліцитність яких визначає актуальне ставлення професіоналів до власної діяльності у сфері консультативних послуг. Установлено, що виправданим є не протиставлення індигенної тенденції універсалістській, а розуміння того, що йдеться насправді про експліцитно та імпліцитно індигенні позиції, погляди й системи консультування і психотерапії. Зважаючи на специфіку отриманих результатів, пропонується доповнити професійне навчання практичних психологів таким компонентом професійної підготовки, як “соціокультурна компетентність”, що передбачає володіння вміннями успішного вирішення професійних завдань культуровідповідними способами. В диссертации представлен теоретический анализ проблемы социокультурной обусловленности практики оказания психологической помощи и эмпирическое исследование особенностей репрезентации указанного феномена в профессиональном сознании практикующих психологов. Проведен комплексный анализ существующих взглядов на проблематику психологического консультирования в контексте культуры, т.е. с позиций обусловленности специфики ведения консультативного процесса социокультурной средой. Определены и охарактеризованы основополагающие принципы и условия построения культуросообразных моделей психологического консультирования, центральным среди которых выступает обращение к философско-аксиологическому измерению той или культуры. Установлено, что особенности направленности социокультурного содержания работы психологов-практиков определяются двумя культуросообразными тенденциями – индигенизацией и универсализацией – эксплицитность и имплицитность которых предопределяет актуальное отношение профессионалов к собственной деятельности в сфере консультационных услуг. При этом целесообразным является не противопоставление индигенных тенденций универсальной, а понимание того, что речь идет на самом деле об эксплицитно и имплицитно индигенных позициях, взглядах и системах консультирования и психотерапии. Таким образом, обогащены научные представления о специфике оказания психологической помощи индивиду в контексте его культуры, путем переосмысления подходов в психологическом консультировании с позиций их ценностно-смысловой обусловленности с целью нахождения точек соприкосновения между психологическим консультированием и этнокультурными особенностями. Исследование специфики репрезентации феномена культуросообразности в профессиональном сознании психологов-практиков показало, что проблема анализа собственного профессионального позиционирования в социокультурном измерении психологической помощи не является отрефлексированной должным образом. Свидетельством этого выступает наличие противоречий в рефлексивном анализе психологами социокультурных детерминант собственной профессиональной деятельности, в частности касающихся понимания рамок своей профессиональной компетентности, а также обусловленности своей профессиональной деятельности идеологией панпсихологизма. Предлагается дополнить профессиональное обучение практических психологов таким компонентом профессиональной подготовки, как “социокультурная компетентность”, которая предполагает владение умениями успешного решения профессиональных задач культуросообразными способами и базируется на должном уровне социокультурной рефлексии, выступая при этом едва ли не важнейшей составляющей продуктивной профессиональной деятельности психолога-практика. This thesis presents a theoretical analysis of socio-cultural conditionality of psychological counselling practice and the empirical study of the stated phenomena representation in the professional consciousness of counselling psychologists. The comprehensive analysis of existing views on the issue of psychological counselling in the context of culture, which implies the counselling process conditionality by the sociocultural environment, was provided. The fundamental principles for creating the culturally-oriented models of psychological counselling, the cornerstone among which is an appeal for the philosophical and axiological dimension of cultures, were defined. It was determined that the peculiarities of the orientation of the socio-cultural content of counselling psychologists’ work is defined by two culturally-appropriate trends – indigenization and universalization; the explicitness and implicitness of which determine the actual reflexive attitude of psychologists towards their own professional activity in counselling service. It was found that the indigenization and universalization opposition is inherently incorrect. It is important to understand that it is actually about the explicit and implicit indigenous positions, views and systems of counselling and psychotherapy. Due to the specificity of the obtained data, the supplement of the counselling psychologists’ vocational training with such component of the professional training as “socio-cultural competence”, that involves skills of successful solution of professional tasks using the culturally-appropriate methods, is proposed. |
|
Date |
2016
|
|
Type |
Thesis
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
text text |
|
Language |
uk
uk uk |
|
Rights |
cc_by_nd_4
|
|
Identifier |
http://lib.iitta.gov.ua/107191/3/dis_fedko.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/107191/1/%D0%92%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA%20%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D1%8E%D0%BA%D0%B0.pdf http://lib.iitta.gov.ua/107191/2/%D0%92%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA%20%D0%9B%D1%83%D0%BD%D1%8C%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf - Федько, Світлана Леонідівна (2016) Culturally Appropriate Trends in Psychological Counselling Dissertation candidate thesis, Інститут психології імені Г.С. Костюка. |
|