Record Details

Формування комунікативної компетенції фахівців митної служби в системі неперервної професійної освіти

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/106822/
 
Title Формування комунікативної компетенції фахівців митної служби в системі неперервної професійної освіти
Формирование коммуникативной компетенции сотрудников таможенной службы в системе непрерывного профессионального образования
Forming Communicative Competency of Customs Officers under the System of Lifelong Professional Education
 
Creator Павленко, Олена Олександрівна
 
Subject 37.01/.09 Special auxiliary table for theory, principles, methods and organization of education
378 Higher education. Universities. Academic study
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора педагогічних наук за спеціальністю 13.00.04. – Теорія та методика професійної освіти. – Луганський національний педагогічний університет імені Тараса Шевченка. – Луганськ, 2010.
Дисертація присвячена проблемі формування комунікативної компетенції фахівців митної служби в системі неперервної професійної освіти. Розкрито науково-методичне забезпечення проблеми компетенцій і компетентностей як багатовимірних категорій та професійної освіти, спираючись на які обґрунтувано комунікативну компетенцію як невід’ємний складник професійної компетенції, ієрархічну двовекторну структуру, яка обіймає компетенцію фахівця і компетенцію посади. Конкретизовано та поглиблено теоретичні уявлення щодо сутності, змісту та структури комунікативної компетенції. Дано авторське визначення досліджуваної категорії на трьох рівнях: філософському, предметному, практичної комунікативної діяльності.
Теоретично розроблено, обґрунтовано й експериментально перевірено модель і науково-методичне забезпечення процесу формування комунікативної компетенції фахівців митної служби. Складниками моделі є мета підготовки, ціннісний, змістовий, технологічний, діагностичний, управлінський компоненти.
Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.04. ― Теория и методика профессионального образования. ― Луганский национальный педагогический университет имени Тараса Шевченко. Луганск, 2010.
Диссертация посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции сотрудников таможенной службы в системе непрерывного профессионального образования. Раскрыто теоретико-методологические основы компетенций и компетентностей как многомерных категорий, профессионального образования в сфере таможенного дела. Расширено научное представление о коммуникативной компетенции как интегрированном компоненте коммуникативной и профессиональной компетенций.
Основываясь на лучших достижениях украинской и зарубежной педагогики и учитывая собственный профессиональный опыт, разработано и апробировано теоретико-методическую концепцию формирования коммуникативной компетенции личного состава таможенных органов как неотъемлемой составляющей профессиональной компетенции, которая дала возможность раскрыть индивидуальные коммуникативные резервы субъектов коммуникативной подготовки и их зависимость от иерархичности и двухвекторности феномена “коммуникативная компетенция” (включает компетенцию сотрудника и компетенцию должности), когда коммуникативная компетенция должности обуславливает уровень и направления формирования и усовершенствования коммуникативной компетенции сотрудника. Конкретизированы и расширены теоретические представления о сущности, смысле и структуре коммуникативной компетенции, определены ее показатели, детерминированы уровни ее сформированности. Обосновано коммуникативную компетенцию сотрудников таможенной службы” как открытую, динамичную, полифункциональную систему, а коммуникативная компетентность как интегральное личностное образование. Дано авторское определение исследуемой категории на трех уровнях: философском, предметном, практической коммуникативной деятельности. Теоретически разработано, обосновано и экспериментально проверено концептуальную модель и научно-методическое обеспечение процеса формирования коммуникативной компетенции сотрудников таможенной службы. Модель основывается на компетентностном, личностно-ориентированном, системно-структурном и синергетическом подходах, выстраивается на основе корреляции коммуникативной компетенции должности и коммуникативной компетенции сотрудника, включает такие компоненты: целевой, ценностный (представленный системой ценностей личности, которая отражает социальную, профессиональную и личную значимость профессиональной коммуникации; системой мотивов как в отношении коммуникативных установок, восприятия себя и других, целенаправленного, творческого овладения коммуникативными знаниями, так и касательно выбора профессии таможенника, продвижения по службе, степени интереса к избранной профессии); смысловой (представляет систему понятий, ценностей, норм, эталонов теории коммуникации, что составляет в большинстве случаев контекст профессионально-направленных, субъективно-значимых коммуникативных проблем; личный коммуникативный опыт; рефлексию собственных коммуникативных действий и убеждений, взглядов, отношений с позиций социальной ценности); технологический (реализуется при помощи интегрованной информационно-коммуникационной технологии, делает возможным наработку нового, значимого опыта социального поведения, постановку и выполнение различных по степени сложности коммуникативных заданий, организацию целенаправленного, систематического и поэтапного усовершенствования отдельных коммуникативных умений, навыков, воспроизведение предметного и социального смысла профессиональной коммуникативной деяльности таможенника; самореализацию в разнообразных профессиональных комуникациях); диагностический (реализованный путем самопознания, самокоррекции, рефлексии личных достижений сотрудников в профессиональном и личностном росте посредством аналитико-оценочной, поисково-практической деятельности; диагностики и самодиагностики); управленческий (предполагает наблюдение, моделирование, управление, коррекцию и контроль учебной и профессиональной коммуникативной деятельности).
Разработано, обосновано и апробировано научно-методическое обеспечение процеса формирования КК сотрудников таможенной службы, которое реализуется при помощи “интегрованной информационно-коммуникационной технологии”.
Dissertation to qualify for the scientific degree of the Doctor of Pedagogics in Speciality 13.00.04. ― Theory and Methods of Professional Education. ― Luhansk National Pedagogical University named after Taras Shevchenko, Luhansk, 2010.
The dissertation deals with the problem of forming communicative competency of customs officers under the system of lifelong professional education. There are expanded scientific and methodological provision of competencies and competences problem as multidimensional categories, and theoretical and methodological principles of professional education, which are the basis for grounding communicative competency as an essential part of professional competency, hierarchy double vectored structure that includes competency of an employee and competency of a position. The theoretical performance of the essence, sense and structure of communicative competency is particularized and deepened. The author’s definition of investigated category is given at three levels: philosophic, objective, practical communicative activity.
The model and scientific and methodical provision of the process of forming the communicative competency of customs officers are theoretically developed, proved and checked experimentally.
The model components are the purpose of training and value, sense, technological, diagnostic, managerial elements.
 
Date 2010
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/106822/1/%D0%90%D0%92%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%95%D0%A4%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%A2_%D0%90%D0%94%D0%94_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%9E_%D0%9E_2010.pdf
- Павленко, Олена Олександрівна (2010) Forming Communicative Competency of Customs Officers under the System of Lifelong Professional Education Other thesis, Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара, Міністерство освіти і науки України.