Record Details

Психологічні особливості розвитку творчої уяви обдарованих дітей старшого дошкільного віку

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/106849/
 
Title Психологічні особливості розвитку творчої уяви обдарованих дітей старшого дошкільного віку
Психологические особенности развития творческого воображения одаренных детей старшего дошкольного возраста
The psychological features of development the creative imagination of gifted preschool children
 
Creator Яценко, Т.В.
 
Subject 1 Philosophy. Psychology
 
Description Дисертація присвячена дослідженню проблеми стимулювання розвитку особистості обдарованої дитини старшого дошкільного віку – зокрема, її творчої уяви.
У дисертації проаналізовано стан роботи з обдарованими дошкільниками в сучасних дошкільних закладах, наведені результати дослідження психологічних особливостей творчої уяви обдарованих дітей старшого дошкільного віку. Визначено систему факторів розвитку уяви обдарованих дошкільників.
У результаті дослідження теоретично обґрунтовано та розроблено комплексну програму розвитку творчої уяви обдарованих дошкільників, до якої входять такі складові: підготовка колективу дошкільного закладу до роботи з цією категорією дітей, проведення системи занять з обдарованими дошкільниками і психолого-педагогічна просвіта батьків. У підґрунтя запропонованої нами комплексної програми стимулювання розвитку обдарованих дітей покладено розвиток творчої уяви як новоутворення дошкільного віку і характерної якості обдарованої дитини.
З метою гармонізації розвитку особистості обдарованої дитини та задоволення її пізнавального інтересу до знаків уперше розроблено і впроваджено систему занять з ознайомлення зі знаковою системою на образній основі.
Гіпотеза, що була висунута в ході емпіричного дослідження, знайшла своє повне підтвердження.
Диссертация посвящена исследованию проблемы стимулирования развития личности одаренного ребенка старшего дошкольного возраста – в частности, его творческого воображения.
Диссертация состоит из вступления, трех разделов, выводов, списка использованных источников, приложений.
В первом разделе рассмотрены основные направления исследования проблемы одаренности в психологии, определены общие тенденции, характерные для экспериментальных исследований зарубежных и отечественных специалистов в области психологии одаренности. Рассмотрены особенности развития одаренных дошкольников и определена структура одаренности в дошкольном возрасте.
Во втором разделе проанализировано состояние работы с одаренными дошкольниками в современных дошкольных заведениях, приведены результаты исследования психологических особенностей творческого воображения одаренных детей старшего дошкольного возраста.
В третьем разделе раскрыты содержание и структура разработанной комплексной программы, приведены результаты контрольного эксперимента.
Исследованы особенности развития творческого воображения одаренных детей старшего дошкольного возраста на основе предложенной нами программы.
Теоретически обоснована и экспериментально апробирована программа развития творческого воображения одаренных дошкольников, которая предполагает подготовку коллектива детского сада к работе с данной категорией детей, реализацию системы занятий с одаренными дошкольниками, психолого-педагогическое просвещение родителей. Создана модель программы развития творческого воображения одаренных дошкольников, которая позволила схематично изобразить сложный процесс, предполагающий реализацию всех взаимосвязанных звеньев в общей системе экспериментальной работы.
Разработанная и внедренная в практику комплексная программа развития творческого воображения одаренных дошкольников направлена на стимулирование развития личности одаренных дошкольников, раскрытие их индивидуальности, обеспечение целостного мировоззрения, углубление творческого и системного мышления, создание благоприятных условий для формирования компонентов структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей и творческого потенциала.
Определена система факторов развития воображения одаренных дошкольников: привлечение ребенка к различным видам деятельности (в условиях различной формы их организации); соблюдение принципов амплификации в процессе учебно-воспитательной работы с детьми; творческое сотрудничество педагогов и родителей в сфере учебно-воспитательных воздействий на ребенка; актуализация эмоционально-волевой и познавательной активности ребенка; использование новейших технологий наряду с классическими методами обучения; внутрисистемная интеграция, которая проявляется в использовании мультисенсорного подхода к обучению одаренных детей.
С целью гармонизации развития личности одаренного ребенка и удовлетворение его познавательного интереса к знакам впервые разработана и внедрена система занятий по ознакомлению со знаковой системой на образной основе.
Результаты могут быть использованы при развитии одаренных детей в системе дошкольного образования, что предполагает опору на современные психолого-педагогических теории одаренности, теоретические основы развития одаренных дошкольников.
Количественный и качественный анализ результатов эксперимента свидетельствует о существенных изменениях в уровне развития творческого воображения одаренных дошкольников, что проявляется в сформированности умения видеть целое раньше, нежели его части, использовании при построении нового образа наряду с „опредмечиванием” еще и способа „включения”, а также творческом применении на практике усвоенных образцов и эталонов.
Гипотеза, которая была выдвинута в ходе эмпирического исследования, нашла свое полное подтверждение.
The dissertation is devoted to the investigation of the problem of forming the personality of the gifted child of senior preschool age.
The work with gifted children in the modern kindergartens were analyzed in the dissertation, the results of the psychological characteristics of the creative imagination of gifted preschool children were presented too. The system of factors in the development of the imagination of gifted preschoolers were defined.
Theoretically justified and developed the comprehensive program of development the gifted preschool children, which includes: the sistem of work with the collective of preschool establishment, the system of classes with gifted preschool children, psycho-pedagogical education of parents. The internal mechanisms of creative imagination as new formation of preschool age and basic characteristic quality of the gifted child are the basis of of the proposed integrative program of development the gifted children.
At first it was developed and introduced a system of lessons, where children can read the sign system based on imagery. It is for harmonize the personality development of gifted child and for satisfaction there interest in the cognitive signs. It is reflected in the author's copybook for gifted children.
The hypothesis that was put forward during the empirical research is found its full confirmation.
 
Date 2016
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format text
text
text
 
Language uk
uk
uk
 
Rights cc_by_nd_4
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/106849/1/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%AF%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/106849/2/%D0%B2%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA%20%D0%94%D1%8F%D1%82%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.pdf
http://lib.iitta.gov.ua/106849/3/%D0%B2%D1%96%D0%B4%D0%B3%D1%83%D0%BA%20%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.pdf
- Яценко, Т.В. (2016) The psychological features of development the creative imagination of gifted preschool children Dissertation candidate thesis, Інститут психології імені Г.С. Костюка.