Record Details

Теоретичні і методичні засади професійного навчання у закладах профтехосвіти художнього профілю

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/4372/
 
Title Теоретичні і методичні засади професійного навчання у закладах профтехосвіти художнього профілю
Теоретические и методические основы профессионального обучения в заведениях профтехобразования художественного профиля
Theoretical and methodical principles of professional studies in professional technical establishments of artistic type
 
Creator Радкевич, В.О.
 
Subject 377 Specialized instruction. Vocational, technical, professional training. Vocational colleges, institutes. Polytechnics
 
Description У дисертації досліджено методологічні, теоретичні і методичні засади професійного навчання в закладах профтехосвіти художнього профілю. Обґрунтовано концепцію розвитку професійно-художньої освіти в Україні, розкрито значення принципів гуманізації й фундаменталізації, відбору і структурування змісту навчального матеріалу.
Запропоновано авторську модель професійного навчання майбутніх фахівців художніх промислів і ремесел у системі "Педагогічна майстерня майстра художнього ремесла".
Обґрунтовано ієрархію цілей, принципи й комплекс навчально-методичного забезпечення професійно-художнього навчання майбутніх фахівців художніх промислів і ремесел. Опрацьовано методичні засади діяльності педагогів ПТНЗ художнього профілю, розвитку їх методологічної, технологічної й дослідницької культури.
Диссертация посвящена исследованию методологических, теоретических и методических основ профессионального обучения в заведениях профтехобразования художественного профиля.
Научно обоснован феномен "художественная культура", раскрыта культурно-воспитательная роль содержательных компонентов формирования художественной культуры будущих специалистов художественных промыслов и ремёсел (изобразительное, декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы).
Обоснованы теоретико-методологические основы профессионально-художественного образования будущих специалистов художественных промыслов и ремёсел с учетом реализации личностно ориентированного, культурологического, деятельностного, системного и компетентносного подходов, принципов гуманизации, фундаментализации, непрерывности, преемственности, направленных на создание необходимых условий для индивидуализации процесса профессионального обучения в ПТУЗе художественного профиля. Исследованы историко-педагогические аспекты становления и развития ученичества в художественных ремёслах, специфика подготовки будущих специалистов художественного профиля.
В авторской концепции развития профессионально-художественного образования в Украине определены инновационные подходы к профессиональной подготовке будущих специалистов художественных промыслов и ремёсел, создание условий для их творческой самореализации в декоративно-прикладном искусстве.
Теоретически обоснована система специфических принципов формирования содержания профессионально-художественного образования: ценностных ориентаций личности в декоративно-прикладном искусстве; самореализации личности в художественно-творческой деятельности; учёта региональных особенностей народного искусства; единства теории и практики в художественном развитии личности специалиста художественных промыслов и ремёсел. Раскрыто значение принципов гуманизации и фундаментализации в профессиональном обучении учащейся молодёжи в ПТУЗе художественного профиля. Особенностью авторской модели профессионально-художественного обучения будущих специалистов художественных промыслов и ремёсел в системе "Педагогическая мастерская мастера художественного ремесла" является организация в единую систему знаний (общехудожественных, специальных) и практических умений на основе синтеза народного искусства и современных технологий художественных промыслов и ремёсел, а также создание авторской школы, в которой мастер проводит теоретические и практические занятия, организует исследовательскую этнографическую и творческую деятельность учащихся ПТУЗа художественного профиля.
Теоретически обоснована иерархия целей профессионально-художественного обучения будущих специалистов художественных промыслов и ремёсел. С учетом специфики профессионально-художественной деятельности обоснованы принципы производственного обучения учащихся в ПТУЗе: учёта традиций народного искусства; единства коллективного и индивидуального творчества; учёта региональных особенностей народного искусства; сочетания функционального и декоративного; композиционного единства содержания и форм изделий народного искусства; преемственности в изучении художественного опыта.В процессе исследования экспериментально проверен комплекс учебно-методического обеспечения профессионального обучения учащейся молодёжи в ПТУЗе художественного профиля, использование которого позволяет повысить уровень творческой самореализации в декоративно-прикладном искусстве и самостоятельности в профессионально-художественной деятельности. Разработана и внедрена авторская программа повышения профессиональной компетентности педагога ПТУЗа художественного профиля.
In dissertation have been explored methodological, theoretical and methodical principles of professional studies in professional educational establishments of artistic type. The conception of professionally artistic education development in Ukraine were grounded; also there were exposed the meaning of humanizing and foundational bases principles in a selection and structuring of educational material maintenance for preparation of future specialists in artistic trades and handcrafts. It have been developed and proved the efficiency of author’s model of professional studies in system named "Pedagogical workshop of artistic handicraft master" and the complex of educational and methodological providing. The methodical system of technological and research culture of artistic type teacher of professional technical educational establishments development has been presented.
 
Date 2010
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format application/pdf
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/4372/1/Avtor.pdf
- Радкевич, В.О. (2010) Theoretical and methodical principles of professional studies in professional technical establishments of artistic type Other thesis, Інститут педагогічної освіти і освіти дорослих НАПН України.