Record Details

Теоретичні і методичні засади професійного навчання у закладах профтехосвіти художнього профілю

Електронна бібліотека НАПН України

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Relation http://lib.iitta.gov.ua/4371/
 
Title Теоретичні і методичні засади професійного навчання у закладах профтехосвіти художнього профілю
Теоретические и методические основы профессионального образования в учреждениях профтехобразования художественного профиля
 
Creator Радкевич, В.О.
 
Subject 377 Specialized instruction. Vocational, technical, professional training. Vocational colleges, institutes. Polytechnics
 
Description У дисертації досліджено методологічні, дидактичні, методичні засади у закладах профтехосвіти художнього профілю. Розкрито значення культурної парадигми освіти й професійно-художньої освіти зокрема, що сприяє визначенню й реалізації культурних основ педагогічної діяльності, використанню нових ціннісних орієнтацій, творчих ідей в процесі організації підготовки майбутніх фахівців художнього профілю. Доведено вплив формування в учнів ПТНЗ художнього профілю художньої культури на розвиток образотворчої грамотності й рівня самореалізації в декоративно-вжитковому мистецтві. Здійснено історико-педагогічний аналіз становлення і розвитку ремесла в Україні та його різні значення і тлумачення; систематизовано види спеціалізацій і категорії ремісників; розкрито особливості учнівства в художньому ремеслі; викладено зміст і форми підготовки майстрів художніх ремесел на різних історичних етапах.
Розроблено авторську концепцію професійно-художньої освіти; обґрунтовано гуманістичні засади професійної підготовки майбутніх фахівців художніх промислів і ремесел й гуманістичну спрямованість педагогічної діяльності викладачів і майстрів виробничого навчання ПТНЗ художнього профілю; схарактеризовано педагогічні моделі, що використовувались у професійній підготовці майбутніх фахівців художнього профілю; розкрито особливості інноваційної моделі «Педагогічна майстерня майстра художнього ремесла». Викладено положення щодо фундаменталізації професійного навчання фахівців художніх промислів і ремесел; визначено дидактичні підходи, принципи та критерії відбору і структурування змісту професійно-художньої освіти; обґрунтовано роль декоративно-вжиткового мистецтва в професійно-художньому навчанні майбутніх майстрів декоративно-вжиткової творчості; здійснено психолого-педагогічний аналіз стану розроблення стандартів із професій художніх промислів і ремесел в Україні і за кордоном; обґрунтовано сучасні підходи до створення професійних і освітніх стандартів на засадах компетентності.
В диссертации изучены методологические, дидактические, методические основы в учреждениях профтехобразования художественного профиля. Раскрыто значение культурной парадигмы образования и профессионально-художественного образования в частности, что способствует определению и реализации культурных основ педагогической деятельности, использованию новых ценностных ориентаций, творческих идей в процессе организации подготовки будущих специалистов художественного профиля. Доказано влияние формирования в учениках ПТУЗ художественного профиля художественной культуры на развитие образотворческой грамотности и уровня самореализации в декоративно-прикладном искусстве. Осуществлен историко-педагогический анализ становления и развития ремесла в Украине и его разные значения и толкования; систематизировано виды специализаций и категорий ремесленников; раскрыто особенности ученичества в художественном ремесле; определены содержание и формы подготовки мастеров художественных ремесел на разных исторических этапах.
Разработано авторскою концепцию профессионально-художественного образования; обосновано гуманистические основы профессиональной подготовки будущих специалистов художественных промыслов и ремесел, также, гуманистическую направленность педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного образования ПТУЗ художественного профиля; охарактеризовано педагогические модели, используемые в профессиональной подготовке будущих специалистов художественного профиля; раскрыто особенности инновационной модели «Педагогическая мастерская мастера художественного ремесла». Изложены положения фундаментализации профессионального образования специалистов художественных промыслов и ремесел; определены дидактические подходы, принципы и критерии отбора и структурирования содержания профессионально-художественного образования; обосновано роль декоративно-прикладного искусства в профессионально-художественном обучении будущих мастеров декоративно-прикладного творчества; осуществлен психолого-педагогический анализ положений разработки стандартов профессий художественных промыслов и ремесел в Украине и за рубежом; обоснованы современные подходы к созданию профессиональных образовательных стандартов на основе компетентности.
Научно обоснованы принципы ступенчатой подготовки специалистов художественного профиля (общедидактические и специальные). Специальные принципы профессионально-художественного образования: традиционность, последовательность и наследования в освоении художественного опыта, единство коллективного и индивидуального творчества, региональность народного искусства, общность функционального и декоративного, единство содержания и формы изделий декоративно-прикладного искусства, которые определяют ее сущность и обеспечивают эффективность функционирования и дальнейшее ее развитие.
Обосновано структуру целей профессионально-художественного образования будущих специалистов художественных промыслов и ремесел; раскрыто систему принципов обучения, которые регламентируют педагогическую деятельность мастеров производственного обучения – мастеров художественных ремесел профессионально-технических учебных заведений художественного профиля; изложена методика формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся профессионально-технических учебных заведений художественного профиля в процессе обучения и этнографической поисковой деятельности; осуществлен анализ комплекса учебно-методического обеспечения профессионально-художественного обучения, обоснованы функции и структура учебника "Технология вышивки", средства письменного инструктирования будущих специалистов художественных промыслов и ремесел.
 
Date 2010
 
Type Thesis
NonPeerReviewed
 
Format application/pdf
 
Language uk
 
Identifier http://lib.iitta.gov.ua/4371/1/diser.pdf
- Радкевич, В.О. (2010) Теоретичні і методичні засади професійного навчання у закладах профтехосвіти художнього профілю Masters thesis, Інститут педагогічної освіти і освіти дорослих НАПН України.